Слово в память о художнике Викторе Тришкине

09.01.2022 11:36:08 (GMT+12)

Слово в память о художнике Викторе Тришкине
Уйти, чтобы остаться. Это в том числе и о заслуженном художнике России Викторе Михайловиче Тришкине, который ушёл из жизни в нынешнее Рождество – 7 января 2022 года. В 9 утра перестало биться его сердце. В последнее время его мучила смертельная болезнь, он догадывался о близком конце, но крепился и не жаловался. И вот, ушёл. Но осталась его живопись. «Хороший художник, очень жаль Виктора Михайловича» - итоговые слова известного российского коллекционера живописи из Тобольска Аркадия Елфимова на сообщение ему о кончине Тришкина. В коллекции Елфимова несколько работ художника, он с удовольствием их приобретал, выделяя как настоящего мастера, они были знакомы.

Картины Виктора Михайловича Тришкина наполнены любовью к людям и Камчатке, которой он отдал более пятидесяти лет. Родился Виктор Тришкин 8 августа 1940 года в деревне Антиповке Петровского района на реке Медведице в Саратовской области. Детство будущего художника было тяжёлым, его первые годы пришлись на военную пору, а дальше стало ещё тяжелее из-за общей разрухи в стране и голода.

«Отца в 1941 году призвали в армию, и он ушёл на фронт, оставив жену Тришкину Дарью Фёдоровну с пятью детьми, - писал в своих неопубликованных воспоминаниях В. М. Тришкин. - Один из эшелонов попал под бомбёжку вражеских самолётов. Спустя более пятидесяти лет, в 1993 году мы узнали в Кемеровском военкомате, что отец тогда же скончался в госпитале от тяжёлых ранений. В это время мы переехали (переехала, видимо, мать – А. С.) с Сахалина в Кемерово. Ещё мы узнали, что в деревне Малиновка Смоленской области есть мемориал с именами погибших при бомбежке эшелона под Смоленском. Есть там фамилия и моего отца.
Мама после проводов отца на фронт осталась одна, и нас пять человек. В то время старшему брату Николаю было десять лет, сестре Александре пять лет, сестре Кларе три года, мне всего один год. Самый старший брат до начала войны умер.

Я отца не помню, и знаю о нём от сестёр, брата и мамы.

Мать работала на скотном дворе, уходила темно и приходила темно, на весь день оставляя детей одних. «Всё воспитание и присмотр приходился на десятилетнего брата и сестёр трёх и пяти лет. Нетрудно догадаться, какие это были воспитатели. Старшему брату лишь бы улизнуть через окно к пацанам – и был таков. Двери мать закрывала, поэтому он убегал через окно. Сёстрам было не до меня, они играли в лоскутки и тряпочки, кукол не было. Чтобы я не кричал, брат придумывал разные успокоительные процедуры: то прижигал кочергой, то под зыбку – пинка, отчего я ещё больше кричал. Сёстры, чтобы закрыть мне рот, давали в тряпочке жмых вместо соски. Это была и соска, и кормление.

Всё это я узнавал от них постепенно, будучи уже школьником - каждый раз всё новое и новое. А когда научился ходить, то брат меня брал на речку к мосткам. У каждого жителя деревни на речке были свои мостки (настил из досок), где полоскали бельё, рыбачили, купались, привязывали лодки. Река была небольшая, с множеством перекатов и тихих заводей, где росли камыши, а на воде – незабываемые кувшинки, или лилии. Листья - как у фикуса. Белоснежные цветы кувшинки с жёлтым цветом внутри. Стебли сочные, толстые, уходящие на большую глубину. Для моего детского воображения всё это речное диво представлялось сказкой. Поэтому без всякого опасения я пытался достать, сорвать, понюхать цветок, и оказывался в воде, но тут же вызволялся из реки братом и его друзьями. Таких попыток сорвать цветок и оказаться в воде было четыре, но меня чудом спасали. Был случай, когда меня поймали на перекате рыбаки и еле откачали. После этого была порка старшему брату и строгий запрет появляться у речки».

«В 1949 году, так и не дождавшись мужа с войны и не зная его судьбы, мать Дарья Фёдоровна собрала детей и уехала на Сахалин. Жили они сначала в посёлке Скалистом, затем в небольшом городке Чехове.
Мы знаем по картинам Виктора Тришкина о его особом отношении к цветам. Он и начинал с натюрмортов. «Люблю писать цветы, - признавался Виктор Михайлович. – Люблю потому, что на севере им приходится нелегко, их мало, и к ним надо относиться бережно. Такое же у меня отношение и к предметам, сделанным руками человека» (В. Малюкович – вступительная статья в каталоге работ художника, изданном в 1982 г.).

А вот слово о Тришкине известного искусствоведа Антонины Черкашиной в последнем прижизненном альбоме художника 2020 года:

«Виктор Тришкин – мастер неповторимых пейзажей и натюрмортов, отражающих уникальную природу Камчатки и традиционную материальную культуру народов Севера. Именно в этих жанрах художнику удалось убедительно и ёмко выразить своё собственное отношение к Северу, передать особый камчатский колорит».
На Камчатку Виктор Тришкин приехал служить срочную в армии. В 1962 году, после службы, поступил учиться на художественно-графическое отделение Биробиджанского педагогического училища, а после защиты диплома вернулся на Камчатку, которая теперь уже стала его жизненной и творческой судьбой. В 1976 году при его непосредственном участии было создано Камчатское региональное отделение Союза художников РСФСР (теперь – России).

«Произведения В. М. Тришкина притягивают наш взгляд, - писал почётный член Камчатского отделения СХ РФ Артур Белашов, - а при внимательном изучении полностью поглощают нас, сливаются с нами. В этот момент мы начинаем понимать, как важна гармония в композиции картины и её цветовом решении. В его работах нет просчётов – всё сбалансировано. Глаз плавно скользит по поверхности полотна. Гармония завораживает и буквально приковывает к картине».

«Биография художника богата не внешними эффектами, а невидимыми событиями духовной жизни». – это опять В. Малюкович.
Виктор Тришкин любил поэзию. Она помогала ему творить живопись. Хотелось сочинять и самому. Ложась в больницу и отдавая мне тетрадку со своими сочинениями, скромно заметил: «Писал для себя, никому не показывал, потому что к этому надо было начинать подходить в молодости, а то и раньше. Но хотелось выразить любовь к жизни и моей Тамаре».

Тамара – жена. Его трогательное отношение к ней известно его друзьям.

***

В один прекрасный майский день
Весна свела меня с тобою.
Весна пришла, пришла любовь,
Всё остальное – без лишних слов.
Я каждый день благодарю
За то, что встретил я тебя.
И белую весну –
Букетик ландышей - тебе дарю.

Художник ушёл. Но занавес не закрылся, остались картины, осталась память – светлая, солнечная, как «цвет рябинушки камчатской» - это тоже строчка из его самодеятельных стихов.

Александр СМЫШЛЯЕВ.

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: