Дмитрий Коростелев: Мы все живем с культурным багажом

04.03.2021 13:52:40 (GMT+12)

Дмитрий Коростелев: Мы все живем с культурным багажом
Собеседник «Камчатского времени» - Дмитрий Коростелев. Как он сам себя презентует в личной странице Инстаграма – «Муж, отец, госслужащий, аудитор, преподаватель, экономист, юрист, книголюб, писатель, владелец лабрадора, любитель русской поэзии и кофе». Сегодня мы поговорим с этим многогранным человеком о культуре.  

«КВ»: - Дмитрий Анатольевич, известный факт, что Вы со школьной поры начали посещать библиотеку Крашенинникова и до сих пор ведёте тесное сотрудничество с библиотекой. Расскажите, как формировались Ваши интересы к литературе в соответствии с этапами жизненного пути. Какая литература привлекала Вас в течение последовательных этапов Вашего становления. Интересовались ли Вы научной литературой со школьного возраста?

Д. КОРОСТЕЛЕВ: - Я с детства в библиотеках. Вы помните, какой там запах? Вот и мне этот книжный аромат памятен с детства. Запах книг для меня – это нечто, не требующее объяснений, это магический запах. Я люблю читать книги, живые, бумажные книги, свежекупленные, с запахом типографии. В моём раннем детстве библиотека пахла деревом и печкой.

Особый запах имеют и старые книги – они пахнут чуть-чуть пылью, и конечно, историей. Они пахнут временем, отпечатками чужих пальцев, людскими взглядами, клеем, стариной и чем-то ещё. Запахи книг похожи друг на друга, но, всё равно, у каждой свой запах – особенный, неповторимый. Поэтому сейчас для меня библиотека – это запах истории. Постоянно работал, работаю и, даст Бог, буду и дальше работать в краевой библиотеке.

Что касается читательских предпочтений, то в школе-лицее очень много читал исторических исследований и литературы на английском языке. В тоже время, правильно сказал Бродский «пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна» – не представляю своей жизни без русской поэзии: Пушкин, Маяковский, Есенин, Пастернак, Тарковский, Бродский, Евтушенко, Рождественский, Окуджава, Галич, Высоцкий…

Когда поступил в банковскую школу, понятное дело, с головой ушёл в экономическую литературу: Маркс, Фридмен, Кейнс, Самуэльсон, Фишер, Маршалл…. из отечественных – Кондратьев, Богданов, Аникин, Ясин, Мау, Аганбекян, Делягин.

В юридическом университете, исходя из специализации – государственное право, конечно, был поглощён работами Авакьяна, Кутафина, Баглая, Зорькина, Шахрая.

Сегодня библиотечные фонды постоянно пополняются новой литературой и книги для меня стали бесконечным источником знаний.

«КВ»: - Ваши знания о Камчатке достойны экспертного уровня. В какое время Вы увлеклись краеведческой литературой и что явилось источником Ваших знаний?

Д. КОРОСТЕЛЕВ: - Любовь к истории Камчатки у меня тоже с детства. Камчатка подарила мировой литературе немало увлекательных сюжетов и славных имен. В истории нашей земли и сегодня много тайн, удивительных открытий, захватывающих приключений. Помню день, когда впервые в детстве оказался возле памятника «Смертельная» батарея Александра Максутова. Был поражен самой историей подвига защитников Петропавловского порта. Но ещё больше мне не давал покоя вопрос – а как люди вообще попали на Камчатку? Пришли? Приплыли? Наверное, с этого и начался мой путь в краеведение.

Потом, благодаря Ирине Васильевне Витер, мне открылось краеведческое общество. Познакомился с замечательными исследователями камчатской истории: Сергеем Гавриловым, Виктором Борисовым, Валентином Пустовитом, Александром Смышляевым, Сергеем Вахриным. Начал сам писать и публиковать краеведческие заметки в сборнике крашенниниковских чтений.

«КВ»: - Мне неоднократно попадались Ваши фотографии с гитарой в руках. Это было юношеское увлечение или Вы до сих пор увлекаетесь игрой на гитаре, и какая музыка помогает вам отвлечься от работы? Являетесь ли Вы меломаном, если да, то в каком музыкальном жанре?

Д. КОРОСТЕЛЕВ: - Моё увлечение гитарой началось с ранней юности. Я не учился в музыкальной школе. Не взяли. Как я теперь понимаю, не прошёл по причине неудачного выбора песни на вступительном экзамене – «Бухенвальдский набат» в моём исполнении, как говорится, «не зашёл» в сердце преподавателей музыки.

В начале 90-х в компании моих друзей-одноклассников замелькала акустическая гитара, мне она поддалась довольно легко... Ну а дальше пошло-поехало! Цой, Науменко, Башлачев, Летов, Ревякин, Гребенщиков... Свои самодеятельные проекты с диковинными названиями «Осенний Робеспьер» и «Небо над Улан-Батором». Интересное было время.

Увлечение гитарой, конечно, осталось. Так для себя, для души. А вот для обоих сыновей, игра на гитаре стала профессиональным занятием – они оба по классу гитары закончили музыкальную школу.

Сейчас я всеяден в музыке. В том смысле, что теперь слушаю практически всё. Рок, джаз, оперу, поп-музыку… Другое дело, что что-то мне может понравится, а что-то нет.

И ещё один момент… Раньше мне приходилось отстаивать свои музыкальные вкусы, чтобы как-то оправдать потраченные на кассету деньги. А сейчас музыка стала доступной. Нет смысла отстаивать авторитет какой-то музыки, потому что ты ничего не тратишь на её приобретение. Как то так.

«КВ»: - Вы частый гость в Камчатском театре драмы и театре кукол на Камчатке. Расскажите о ваших впечатления о Камчатских постановках и, если можно, немного о дружбе с Алексеем Высторопцем.

Д. КОРОСТЕЛЕВ: - Театр очень люблю. Вы правы, я частый гость в наших театрах. Театр –  это место, где, как мне кажется, меня всегда ждут. И мир театра, в самом деле, волшебный. Он начинается ещё до того, как мы в него входим. Начинается там, за дверьми, за которыми скрывается театральный мир. Но самое неповторимое – это атмосфера театра. И опять же удивительный запах театра. Запах предвкушения. А что будет дальше? Лестницы, ковровые дорожки и зал. Вот здесь, в зале – и начинается всё самое интересное и манящее: бархатные стулья, свет, сцена, занавес….

Каждая постановка наших камчатских театров вызывает во мне новые эмоции. У нас ведь нет одинаковых спектаклей. Каждый раз игра актёров толкает на изменение взглядов, пересмотр очевидных вокруг меня вещей. Новое впечатление от спектакля – новая порция вдохновения или повод задуматься над собственной жизнью.

Так, например, происходит со мной, когда я смотрю спектакль по пьесе Евгения Гришковца «Как съел собаку» в исполнении моего друга Алексея Высторопца. Раз десять уже видел, готов цитировать наизусть и каждый раз наблюдая за его игрой, смотрю спектакль как впервые.

С Алексеем мы дружим. И, я уверен, останемся друзьями. У нас ведь и история дружбы любопытна – 15 лет жизнь нас вела к встрече: жили по соседству, приятели из одной компании, масса общих знакомых по работе, а вот всё никак не пересекались. Лет десять назад столкнулись на юбилее общих знакомых, познакомились  и теперь дружны.

Надо сказать, я во многом признателен дружбе с Алексеем, за то, что он стал моим проводником в мир театрального искусства. Спасибо ему. И вообще спасибо за то, что он есть в моей жизни. В нём каким-то странным образом переплетена трогательная наивность и актёрское самоуверенное бунтарство. Можно сказать мы в этом чем-то похожи. Я ведь в театр, пусть как зритель, но ведь через протест пришёл, через отрицание стандартов. Бегали школьниками после лицейских занятий в театр, прямиком в кабинет тогдашнего худрука драмтеатра Бориса Киркина и устраивали там «сцены»: то нам не так и то не эдак. То классику нам подавай, то модерн…. А в театре терпели и нас и наш юношеский максимализм. И за это терпение я также благодарен  Камчатскому театру.

«КВ»: - В силу своей профессии Вы часто посещаете разные города страны, есть ли у Вас любимый город, который притягивает Вас и вызывает желание непременно еще раз побывать в нем?

Д. КОРОСТЕЛЕВ: - Да, такой город есть. Для меня это Санкт-Петербург. В чём его притягательность? Санкт-Петербург цепляет, завораживает своей необыкновенной атмосферой, фасадами старинных зданий, гранитными набережными, мостами, величественной архитектурой, синевой Невы. Есть в этой атмосфере, что-то особенное и неповторимое.

Каждый раз, бывая в этом городе, находишь новые места. Каждый дворик Петербурга – это отдельный мир причудливых геометрических форм – когда ты смотришь на небо можно увидеть его кусочек в виде круга, квадрата, неправильной фигуры. Побывав на крышах, хочется ещё раз на них подняться. Мне нравится идти по улочке и чувствовать аромат кофе, доносящийся из какой-нибудь кофейни. Заворачивая в незнакомый переулок, кажется, что этот маршрут знаком. Я уже не боюсь заблудиться среди домов и зданий, так как знаешь, что выйдешь на оживленный Невский, Садовую или Фонтанку, Мойку, канал Грибоедова. Бродский передал схожие моим настроения (правда, говоря о Венеции): «стада в шортах, особенно ржущие по-немецки, тоже действуют на нервы из-за неполноценности их анатомии по сравнению с колоннами, пилястрами и статуями, из-за того, что их подвижность и всё, в чем она выражается, противопоставляют мраморной статике…».

«КВ»: - На Ваш взгляд, что такое культура? Культура страны, мировая культура? Как, по-вашему, выглядит культурный человек?

Д. КОРОСТЕЛЕВ: - Культура — это всё возвышенное, что создано человеком, сочетание жизни и красоты, продукт творческой работы духа и интеллекта. В полном смысле этого слова, культура в моём понимании – это эволюция. Формирование фундамента и традиций. Без культуры невозможно совершенствование человека и всего общества в целом. И культура должна позволять всем реализоваться так, как они хотят. Но при этом не навредить. Мы должны стремится к созданию культуры уважения другого человека.

Для меня лично культура — всё то, что находит отклик в моём сердце и мыслях. Всё то, что вдохновляет меня на творчество, созидание, заставляет думать и будоражит воображение. Красивые картины, музыка, танцы, фильмы, интересные книги, архитектура, камчатская природа.

Каждый из нас обладает тем или иным культурным багажом. Как мне кажется, нельзя даже говорить, что у одного он больше, чем у другого, а вот что у разных людей он разнится – это совершенно точно. У кого-то может быть шире, у кого-то более ограниченным, но так или иначе есть у всех. Параметры задаёт сам человек. Здесь всё зависит от среды, от нашего диалога с жизнью и обществом.

«КВ»: - Спасибо за интересную беседу!

(«Камчатское время»).

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: