Ирина Оснач: Новая повесть о Камчатке, любви, и… вездеходе

22.11.2020 18:25:13 (GMT+12)

Ирина Оснач: Новая повесть о Камчатке, любви, и… вездеходе
Камчатский прозаик, член Союза писателей России Ирина Оснач 24 ноября 2020 года отмечает 55-летие. В писательском «портфеле» Ирины Оснач повести и рассказы, которые печатались во многих выпусках литературно-краеведческого альманаха «Камчатка», «Антологии современной камчатской литературы», дальневосточных и московских журналах и сборниках прозы. В конце этого года в литературном альманахе «Камчатка», который издается холдинговой компанией «Новая книга», будет опубликована новая повесть Ирины «Вездеход на улице Звездной».

– Ирина, от себя лично и от имени нашей интернет-газеты поздравляю тебя с 55-летием! И ждем твою повесть! О чем она?

– Весь сюжет рассказывать не стану, скажу, что это повесть о Камчатке, любви, и… вездеходе, гтс-ке, труженике и незаменимом транспорте в тундре.

– Ирина, в девяностых и двухтысячных годах многие камчатцы знали журналистку Ирину Оснач, которая много писала в областной газете «Вести». Тогда мало кто знал о прозаике Ирине Оснач: несколько публикаций в литературном альманахе «Камчатка», в литературном приложении «Три брата», которое редактировал камчатский прозаик Виктор Кудлин, вот, пожалуй, и все. А потом Ирина Оснач стала жительницей Подмосковья… и стала писать для нашей интернет-газеты «Полуостров Камчатка». Это были небольшие рассказы, зарисовки…

– И очень короткие истории, которые назывались «На ладони»: несколько строчек, которые размером не больше ладони, два-три абзаца. И сейчас пишу такие короткие истории. Я сотрудничала с «Полуостровом Камчатка», и писала рассказы, повести, они публиковались сначала на Камчатке. Затем были публикации в журнале «Дальний Восток», в нескольких выпусках международного литературного альманаха «Особняк», в журналах «Юность», «Октябрь». Несколько моих рассказов перевели на болгарский язык.

– Насколько я знаю, их отмечали и литературными премиями?

– В сентябре 2018 года мой рассказ «Очки» стал дипломантом XVI Международного литературного Волошинского конкурса, другой рассказ вошел в лонг-лист международной литературной премии им. О. Генри «Дары волхвов».

– Большинство твоих рассказов и повестей – про Камчатку, ее север, Пенжинский район.

– Это моя Родина. Я родилась в селе Манилы, которое находится недалеко от устья реки Пенжины. Это та часть Камчатского полуострова, где он граничит с материковой частью России. Пенжинский район – это морозы, тундра, горные кряжи и река Пенжина, одна из больших и мощных рек Дальнего Востока.

Мои родители – из поколения советских романтиков, приехавших осваивать Дальний Восток в начале 60-х годов. Отец увлекался историческими книгами, мама хорошо рисовала, хотела быть художником по тканям, но в голодные послевоенные годы пошла учиться в институт пищевой промышленности.

Как рассказывала мама, когда я родилась, у нее несколько дней не было молока, и меня кормила грудью Марина или Мария Кавав, она родила сына и тоже лежала с ним в Манильском роддоме. Мама потом дружила с ней, а когда Кавав уехала к родственникам на Чукотку, пыталась ее разыскать. Поэтому я говорю, что благодаря моей молочной матери у меня есть и корякские корни.

Отец погиб, когда я была маленькой, мы с мамой жили вдвоем, жить на Севере без мужчины – это очень тяжело. Я помогала маме, как могла. Я хорошо колю дрова, неплохо стреляю, рыбачу.

Сначала я мечтала стать океанологом, начитавшись книг Леонида Почивалова, который писал про экспедиции океанографического судна «Витязь». Среди любимых писателей был Джек Лондон, Леонид Пасенюк, Юрий Рытхэу. Любимый художник – Рокуэлл Кент, до сих пор восхищаюсь его серией картин, посвященных Аляске.

А потом услышала рассказы об истории Сергеевского прииска, и написала повесть с символическим названием «Тундра зовет», посвященную геологам-первопроходцам. Она была опубликована в районной газете «Полярная звезда».

Затем поступила в Литературный институт, в 1984-1989 годах училась на семинаре прозы А. Е. Рекемчука в Литературном институте им. А. М. Горького. В 1989 году после окончания Литературного института вернулась на Камчатку, работала в областной газете «Вести». Писала судебные очерки, житейские, бытовые истории. Потом с семьей переехала в Подмосковье. Но по-прежнему пишу о Камчатке, наверное, гораздо больше, чем тогда, когда жила в Петропавловске и работала в газете «Вести».

Недавно мне с оказией передали привет из Манил: помнят и меня, и особенно мою маму, Надежду Григорьевну, ее вкусный хлеб и булочки. Мамы моей уже давно нет на этом свете. Я и плакала, и радовалась этому привету.

А несколько лет назад мне удалось вернуться в родной Пенжинский район. Вернуться с помощью рассказов, которые были опубликованы в районной газете «Полярная звезда» – как и много лет назад, когда я была школьницей.

– О чем сейчас пишет прозаик, член Союза писателей России Ирина Оснач?

– Добавлю – и камчатской писательской организации Союза писателей России. Для меня это очень важно – быть в числе камчатских писателей.

Я люблю Камчатку, пишу о Камчатке. Много читаю про ее историю, сейчас у меня на столе возле компьютера – статьи этнографа Константина Бауэрмана. Человек он был удивительный: стал переписчиком Приполярной переписи 1926-27 годах. Приехал на север Камчатки, в Пенжинский район, где в селе Парень организовал слесарно-кузнечную мастерскую, в которой изучал процесс ковки пареньских ножей. Написал несколько статей – и о ножах, и о верованиях пареньских коряков.

Я не особо верю в разного рода символы, даты. Но этот год, когда на моем праздничном торте ко дню рождения будет две пятерки, был особенно вдохновенный. Наверное, меня можно назвать «трудоголиком»: я пишу в выходные и в праздники, пишу даже в метро, в маленьком блокноте, правда, часто потом не могу разобрать скоропись.

Минувшей зимой я написала несколько рассказов, в издательстве «Городец» вышел сборник прозы, в котором есть эти рассказы.
Весной для камчатского литературного альманаха «Камчатка» написала повесть "Вездеход на улице Звездной".

Летом написала рассказ «Селедочный король», который «вырос» из небольшой зарисовки.

Осенью закончила первую часть романа о Севере, герои которого очень похожи на жителей Оклана, Парени, Манил, Каменского, Таловки, Слаутного, Аянки…

– О чем мечтает прозаик Ирина Оснач?

– Написать вторую часть романа. Еще мечтаю о сборнике повестей и рассказов, чтобы эта книга была напечатана камчатским или дальневосточным издательством. Мечтаю приехать на Камчатку и непременно – в Мильково, где, насколько я знаю, есть мои читатели, встретиться с ними. О поездке на север Камчатки, на Родину, мечтать не смею, далеко и дорого. Но если такая поездка состоится, это будет счастье.

– Пусть так и будет! Здоровья тебе и новых рассказов, повестей и романов!

Беседу вел Искандер ХАКИМОВ.

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: