Ирина Яровая: Предлагается на уровне закона предусмотреть обязательность равного выделения бюджетных мест под бакалавриат и магистратуру

17.12.2019 17:12:18 (GMT+12)

Ирина Яровая: Предлагается на уровне закона предусмотреть обязательность равного выделения бюджетных мест под бакалавриат и магистратуру
«Предлагается на уровне закона предусмотреть обязательность равного выделения бюджетных мест под бакалавриат и магистратуру», - заявила заместитель Председателя Госдумы Ирина Яровая, выступая на Президиуме Совета законодателей, который проходил 16 декабря в Доме союзов.

«На 2020/21 год заявлено обучение на бюджетных местах свыше 312 тысяч человек по программам бакалавриата и свыше 116 тысяч по программам магистратуры. То есть, 63% выпускников бакалавриата встанут перед выбором: или учится платно, или остаться с образованием бакалавра. Получается, что магистратура превратилась в способ перевода на платное образование: хочешь доучиться – доплати. Это не обеспечивает равное и непрерывное образование для граждан России. Пришло время исправлять сложившуюся ситуацию, исходя из логики запроса на качество образования. Предлагаю на уровне закона предусмотреть обязательность равного выделения бюджетных мест под бакалавриат и магистратуру», - предложила заместитель сопредседателя Совета законодателей.

«Необходимо признать несовершенство и разбалансированность существующей системы высшего образования. В 1996 году в законе впервые появились как явление бакалавр и магистр, а в 2003 году Министр образования подписал Болонскую декларацию. Напомню, что по Болонской системе магистр - это ученая степень, а у нас ученая степень - кандидат наук. Кроме того, в российском законодательстве до настоящего времени не появились четкие критерии определения «бакалавра» и магистра, во ФГОСах нет четких критериев для соединения двух ступеней. И это не появилось не случайно, а потому что это настолько искусственно привнесенная история, которая не совпадает и сегодня по факту с требованиями качества образования, что просто не смогли дифференцировать, что такое бакалавриат и магистратура. Была понятная и оправдавшая себя система специалитета. Взяв чужое, свое разрушили,  создали систему не непрерывного, а прерывного образования, более того, еще и с заведомым обременением на платность. Есть смысл сущностно разобраться в этих вопросах», - подчеркнула Ирина Яровая.

«Сегодня и семьям, и учащимся непонятно, кем и для чего реализуется действующая система высшего образования, при которой появляются сложности при приходе в профессию. Например, по закону судьями могут быть специалисты или магистры, по требованию работодателей - следователи-криминалисты, инженеры-исследователи должны быть специалистами или магистрами, но не бакалаврами. Президентом на заседании совета по русскому языку был поставлен вопрос, насколько эффективно разделение на бакалавриат и магистратура. Это абсолютно правильный вопрос, требующий детального ответа, потому что в вопросах образования мы должны действовать в интересах граждан, общества и государства. Предлагаю включить в решение Президиума Совета законодателей поручение профильной комиссии совместно с профильными комитетами и министерством, экспертным сообществом сформировать рабочую группу и проанализировать эту ситуацию, провести аудит и права, и смысла через призму качества образования, интересов граждан РФ и ориентира на современную качественную российскую модель образования», - заключила вице-спикер Госдумы.

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: