Презентация очередного литературного ежегодника «Камчатка» состоялась в краевой столице

29.01.2019 13:10:16 (GMT+12)

Презентация очередного литературного ежегодника «Камчатка» состоялась в краевой столице
25 января 2019 года любители литературы и краеведения собрались в краевой библиотеке на презентацию очередного ежегодника «Камчатка» за 2018 год. Ведущая вечера библиотекарь Наталья Дивнина кратко ознакомила собравшихся с содержанием нового сборника. Но здесь мы не станем повторяться - о содержании уже говорилось в статье, опубликованной в предыдущем номере нашей газеты, а вот об истории сборника и его авторах самых первых выпусков следует рассказать.

Первый выпуск «Камчатки» увидел свет в декабре 1961 года (подписан в печать 12.12.1961). Тираж составил 5 тысяч экземпляров, отпечатан в Петропавловской типографии Камчатского облполиграфиздата, объем 104 страницы. На титуле указано, что «Камчатка» – сборник произведений камчатских литераторов, издан Камчатским литературным объединением в книжной редакции газеты «Камчатская правда». Редакционная коллегия сборника: В. А. Каиль, А. Б. Комаровский, Г. И. Панкратов, А. А. Харитановский, И. А. Хрюкин.

На последней странице сборника имеется глава «Вместо послесловия», в которой как раз и рассказывается о том, как он создавался. Приводим текст:

«Сборник этот родился неожиданно. Месяца за полтора до открытия XXII съезда КПСС (он открылся 17 октября 1961 г. – Авт.) бюро областного литературного объединения рассматривало вопрос, который тогда волновал всех людей страны: чем мы встретим съезд?
Местные литераторы и журналисты уже написали к съезду ряд очерков о маяках Камчатки, изданных в серии «Герои наших дней» (надо бы найти эту серию – А. См.). Но все мы считали, что этого очень мало.

- Хорошо бы издать сборник произведений местных авторов, - сказал один из членов бюро. – Конечно, это должны быть, главным образом, произведения о сегодняшней Камчатке, о её людях.

Все согласились, что это было бы хорошо. Но, как говорят газетчики, подсчитав свои возможности, мы убедились, что сборник можно издать только небольшим тиражом, что прочтут его немногие. А нам хотелось чего-нибудь большего.

Тогда и родилась идея создания сборника произведений местных авторов для самодеятельной сцены. Пусть тираж его будет невелик. Но с помощью чтецов и артистов драмкружков городских и сельских клубов эти произведения станут достоянием многих тысяч людей.
На предложение бюро откликнулись почти все литераторы Камчатки. Читатель встретит в этом сборнике много хорошо знакомых ему имён. Встретит он и имена совершенно новые. Особенно радует то, что литературные силы области пополняются людьми не только одарёнными, но и хорошо знающими жизнь.

Может быть, именно поэтому так волнуют рассказы радиста рыболовного траулера Алексея Крылова и офицера Юрия Мирского, стихи капитана катера Ивана Разгоняева и врача Леонида Семёнова-Спасского, фельдшера Бориса Шора и директора паланского музея Арсения Семёнова, сказка капитана сейнера Анатолия Коровикова и юмореска офицера Владимира Ананьева… Почти все эти авторы делают только свои первые шаги в литературе. Но это верные, твёрдые шаги – они идут от жизни, насыщенной трудом, борьбой, раздумьями, впечатлениями. При всей разнице в возрасте, характерах, профессиях, есть у них одна очень важная черта – скупой ум, всегда жаждущий накоплений, и щедрое сердце, готовое отдать людям всё своё тепло.

Может быть, их талант ещё недостаточно развит, но он получит развитие. Может быть, они ещё не умеют отдавать огонь своей души в такой прекрасной форме, как это делают крупные писатели. Со временем они этому научатся. Был бы талант, был бы огонь. Хороша вечерняя беседа у старинного камина с мраморной облицовкой. Но тот, кого заставала зимняя ночь в тундре, знает, как прекрасен бесхитростный, щедрый костёр. Он будет с любовью и нежностью вспоминать об этом костре и много лет спустя, сидя в мягком кремле в гостиной с кондиционированным воздухом.

Пусть читатель примет эту книгу, как беседу друзей, пусть не очень красноречивых, но очень искренних».

Неизвестно, кто именно из членов бюро Камчатского литобъединения писал это послесловие, но бросаются в глаза как минимум два важных момента.

Первый. Автор нацеливает литераторов на то, чтобы камчатская литература имела свои особенные черты, характерные для такого уникального региона, как Камчатка. Черты романтики и северной и морской экзотики. И до сих пор читатели ждут от камчатских писателей в первую очередь этого. Да, столкновения характеров и переплетение судеб, приключенческие и любовные сюжеты неизбежны в произведениях любого автора, но у камчатцев фоном должны (желательны) стоять романтика и экзотика. Именно этой особенностью заявили себя и покорили читателя Джек Лондон и Олег Куваев, Фенимор Купер и Григорий Федосеев, Юрий Рытхеу и Константин Паустовский и многие другие писатели-романтики, книги которых именно по этой причине неизменно присутствуют в библиотеках миллионов людей. Они использовали место своего жительства, свою работу, своё окружение, как флаг, как яркий символ, они поднимались над бытом и звали в дорогу.  

И второе, что бросается в глаза при чтении послесловия, это извинение автора перед читателем за очевидную слабость большинства произведений, которые вошли в первый сборник. Не было тогда на Камчатке профессиональных писателей. Были любители. Да, многие из них позже выросли и достигли профессионализма, но тогда, в 1961 году профессионалом мог считаться только Александр Харитановский, который к этому времени был автором своего первого сборника рассказов «Друзья» (1955, Грозный) и повести «Человек с железным оленем» (1960 г., Петропавловск-Камчатский). Кроме того, он уже много публиковался в журналах «Молодая гвардия», «Дальний Восток», «Мурзилка», «Пионер» и «Юный натуралист».

Именно Александру Харитановскому приписывают составительскую и редакторскую роль в первом сборнике «Камчатка». Думается, так оно и было.

Обращает на себя внимание имя поэта Бориса Шора. Нет, не автора-исполнителя Бориса Шора, известного в 1980-1990-х годах песнями «Есть улицы центральные», «Горит лампада» и др., а практически забытого, нашего камчатского поэта, фельдшера из пенжинского села Манилы, умершего в 1962 году, через год после выхода сборника «Камчатка».

Удовлетворю возможное любопытство читателя и коротко расскажу о Борисе Шоре. После медицинского института Борис ушел на фронт, лечил раненых, делал операции. После Победы уехал на Камчатку и работал фельдшером в селе Манилы Пенжинского района. И писал стихи. Районная газета «Полярная звезда» редко выходила без его произведений.

Отзвучал привычно ласковый звонок.
Нынче необычный кончился урок.
Каникулы начнутся завтра у детей.
Быстро пронесутся эти десять дней.
Снежные дороги в дальний путь зовут,
К сопке-недотроге предстоит маршрут.
Как хорош на дневке крепкий, сладкий чай!
Любит смелых, ловких наш суровый край.
Подружитесь с песней, учёбой и трудом,
Чтоб ещё чудесней жизнь цвела кругом.
Чтоб гордились вами матери, отцы,
Стать должны орлами славные птенцы.
Старости не зная, так старайтесь жить,
Чтоб, не угасая, маяком светить.
Вьются в даль дороги, нет у них конца,
Не устанут ноги, не сдадут сердца!
(«Дороги», 1960 г. Манилы).

Казалось бы, стихотворение простенькое и наивное. Но если принять во внимание, что писалось оно в 1960-м году в национальном корякском селе Манилы, где Борис Шор был не только фельдшером, но и работал учителем, то становится понятно, что написано стихотворение для ребят-аборигенов, и выбраны для него самые простые и понятные слова, потому что стихотворение имеет воспитательное значение, а, значит, дети должны понять его без перевода. Дети учили русский язык, но не все знали его в достаточной степени хорошо.

Ещё одно стихотворение Бориса Шора рассказывает о Ленине. Да так рассказывает, что и Маяковский похвалил бы. А уж дети-коряки сразу проникались любовью к вождю, который жил и давно умер где-то далеко-далеко, в неведомом Ленинграде, который и представить-то себе невозможно, потому что он не похож ни на одно национальное село и уж тем более на стойбище. Они, конечно, учили биографию вождя, проходили ленинские уроки, но в стихотворении Шора Ленин казался им живым, доступным и, наконец-то, понятным.

С девушки никто не сводит глаз,
А она с трибуны кумачовой
С вдохновением ведёт рассказ
О борьбе великой и суровой.
Гордых слов узорчатая нить
Тянется к сердцам людей незримо:
Вот как надо жизнь свою прожить –
Ярко, горячо, неукротимо!
Быть с начала до конца пути
Во главе штурмующей колонны,
Шквалом революции пройти,
В прах сметая царские короны.
Как в засушье ждут поля дожди,
Чтоб потом зазеленели нивы,
Так простой народ встречал вождя:
Радостно, восторженно, бурливо.
Видите трибуну-броневик
Около Финляндского вокзала?
Говорит великий большевик,
И его Россия услыхала.
Солнце, пробивая толщу туч,
Радости приносит людям много.
Так и он, живительный, как луч,
Осветил в грядущее дорогу.
И когда с «Авроры» грянул гром,
В бой пошли за счастье и свободу
По пути, открытому вождём,
Все разноплеменные народы.
Словно солнце, рассекая мрак,
Гениальной мощью вдохновенья,
До сих пор нам светит, как маяк,
Самое родное слово – Ленин!
Оттого никто не сводит глаз
С маленькой трибуны кумачовой.
Девушка читает вслух рассказ
О борьбе великой и суровой.
(«Ленинские чтения», 1960 г., Манилы).

В апреле 1960 года Борис Шор создал в Манилах литературный кружок. Он видел, как талантливы дети коренных северян, и хотел, чтобы их талант был огранён знанием теории стихосложения и сочинения прозы. В кружок записались и взрослые: заведующий клубом Владимир Шершуков, его коллега из соседнего села Усть-Пенжино Виктор Рыбкин, библиотекарь Анна Коровякина, другие. В 1961 году в Петропавловске-Камчатском вышел первый стихотворный сборник Бориса Шора «Солнцу навстречу».

На исходе зимы 1963 года фельдшер Борис Шор поехал на собачьей упряжке из Каменского в Аянку спасать больного. В пути застала пурга. Фельдшер остался жив, но обморозил ноги, одну пришлось ампутировать, а потом началось воспаление лёгких. Он боролся, как мог. Люди помнят его слова, обращённые к смерти: «Ещё поборемся, старая! Кто сказал, что я обречён?». Но тёплым июльским утром 1963 года он умер. На прикроватной тумбочке в больничке остался лежать лист бумаги с карандашной записью: «Идущим в жизнь – счастливого пути!». Его похоронили в Манилах.

Архив Бориса Шора передали Александру Харитановскому. Он поручил разобрать его корреспонденту «Камчатской правды» В. Величко. В результате получилась небольшая книжка стихотворений Бориса Шора «Пути-дороги», вышедшая в свет во Владивостоке в 1966 году.
А тогда, в 1961 году в сборнике «Камчатка» были напечатаны три его стихотворения: «Баллада о четырёх», «Весна» и «Не угнаться ветру».

Ещё один врач, отметившийся в сборнике «Камчатка» 1961 года (правда, только одним стихотворением «Ан-2») Леонид Семёнов-Спасский. До этого он тоже уже печатался, когда учился в Ленинградском медицинском институте и посещал литературное объединение «Нарвская застава». Его стихи выходили в журналах «Нева» и «Звезда», а в 1959 году – в альманахе «Молодой Ленинград».

После института он получил направление на Камчатку и работал врачом в одном из посёлков побережья, о чем позже рассказал в книге «Побережье». Затем работал врачом на знаменитом  траулере «Браслав». И окончательно занялся литературой, перейдя на прозу. Книга стихов у него только одна – «Заиндевелые луны» (Рига, 1963 г.). О раннем творчестве Леонида Семёнова-Спасского рассказывается в очерке Вс. Азарова «Камчатка – щедрая душа», опубликованном в журнале «Октябрь» в 1962 году (№5) и в том же году – в декабрьском номере журнала «Дальний Восток» в обзоре «Литература Камчатки».

Потом, уже в Ленинграде-Петербурге, он напишет ещё много книг: «Осень в Солнечном», «Берилловое ожерелье», самую известную – «Вечный бой», «Белый дрейф», «Записки судового врача», «Франческа», др. Дружил он с Борисом Орловым, который ныне возглавляет Петербургское отделение Союза писателей России и который передал в сборник «Камчатка», планирующийся к выходу в 2019 году, подборку своих стихов. О их дружбе написал их общий знакомый писатель Бахтин: «…Он [Семёнов-Спасский] допивал холодный кофе и резко вставал:
– Ну все. Пойду зайду к моему любимому Боре Орлову.

И уходил. Боря Орлов и я – мы были руководителями двух оппозиционных писательских организаций, но после меня Семенов-Спасский, как правило, шёл к нему. Орлов – человек бурный, начиная говорить, быстро заводится, переходит к нападению. Что так спаяло их? Что оба они были моряки, всю жизнь проплавали – Борис подводником, Леня морским врачом? Став крупным онкологом, стоя у врат смерти, видя пропасть, возле которой мы хорохоримся, он любил, бедных, всех нас.

Он нес в себе и другую скорбь. Он был хорошим писателем. Но надменная тусовка, заменившая ныне литературу и видящая только самое себя, не желает больше никого знать. Литература делается по-разному.

Но цена ее сразу видна – и тут никого не обманешь. Книги Семенова-Спасского сделаны из жизни, и жизнью за них заплачено. И это не повод для жалоб. Так именно и должно быть. А ведь он мог бы после школы спортсменом стать. И сейчас пылились бы на шкафу какие-нибудь кубки, нужные теперь, в лучшем случае, только ему самому. Семенов-Спасский стал врачом. И как судовой врач, всем необходимый и всеми любимый член экипажа, побывал чуть не во всех странах мира. Редко кому, а тем более из писателей-профессионалов, прикованных к столу, удается такое. Как приятно было взять его книжку "Записки судового врача" и плыть вместе с ним и его веселыми и надежными друзьями-моряками, видеть дальние страны и наблюдать их удивительную жизнь. В книге его – вся планета: и Чукотка, и Африка, и Антарктида».

И далее, печальная концовка:
«Последний раз мы встретились с ним, когда обмывали "Франческу"… Все же есть на земле справедливость – он успел подержать ее в руках. Мы сидели с ним в узбекском подвальчике на Фонтанке. Он был уже осунувшийся и в то же время – опухший.

– Ты знаешь, – говорил он мне, – "Франческа" – первая моя книга, которую я читаю с удовольствием от начала до конца.

– Да. Всё точно там.

– Мне здесь понравилось, – сказал он, когда мы расплатились. – Будем сюда ходить…
Живым я его больше не видел».

Добавлю: «Франческа» вышла в 2005 году.

О ком еще из авторов первого сборника «Камчатка» можно рассказать? Пожалуй, про моряка Ивана Разгоняева, хотя известно о нём не так уж много. В середине 1960-х годов среди камчатцев была популярной весёлая песенка на его стихи «Камчатский паренёк». Вот два первых куплета:

Крутая волна
моряку не указ —
отважный погоды не ждет.
Сегодня с рассветом
рыбачий баркас
в открытое море идёт.

Горит в ночи,
качается
на мачте огонёк.
На пристани
прощается
с девчонкой паренёк…

Действительно, весело и задорно, не правда ли? И многообещающе. Но почему-то очень редко можно было встретить стихотворения Ивана Разгоняева на страницах областной газеты «Камчатская правда» – единственном периодическом издании, где тогда можно было опубликоваться. Да и эта газета, как правило, ставила лишь одно-два произведения молодого моряка, капитана катера.

Но в 1965 году вышел в свет сборник стихов и песен камчатских авторов «Пожелайте нам ветра попутного», в котором нашлось место для восьми стихотворений и одной песни (та самая – «Камчатский паренёк») Ивана Разгоняева.

В сборнике «Камчатка» за 1961 год Иван Разгоняев отмечен стихотворением «Две зарницы», Оно, собственно, и открывает сборник. И правильно сделал составитель, что именно с него начинает читатель знакомство с книгой. От стихотворения веет свежестью, глубоким лиризмом, проглядывает и жизненный опыт автора. Оказывается, он не так уж и молод, у него два сына подростка Александр и Алексей.

И как только хлопцы эти
Впору крылья отрастят,
На космической ракете
Вас посватать полетят.
Так что, ждите,
И в зените
Вспоминайте старика.
Мне на вахту,
Извините,
Ясноглазые.
Пока!

Здесь он обращается к «двум зарницам-озорницам, севшим в кресла-облака», которых разглядел на небосклоне.

К сожалению мы не знаем дальнейшей творческой судьбы Ивана Разгоняева . Хочется думать, что если не на Камчатке, то где-то в других краях он вырос в настоящего поэта.

Хочется отметить ещё одного автора первого сборника «Камчатка» – Георгия Панкратова. В соавторстве с Евгением Диканским они написали пьесу «За землю Русскую», по которой был поставлен спектакль Камчатским драматическим театром. Премьера состоялась в 1958 году. В сборнике «Камчатка» эти же авторы опубликовали сцены из своей новой пьесы «Верным курсом», которая рассказывает о становлении небольшого колхоза в Корякском округе.

Позже, в 1977 году, Георгий Панкратов в соавторстве с Натаном Селецким публиковал в «Камчатской правде» главы из документальной повести «Иван Ларин».  

Журналист «Камчатской правды» Александр Комаровский также напечатал в первом сборнике «Камчатка» пьесу в жанре комедии «Исполняющий обязанности». Перед этим, в том же году,  она была поставлена на сцене Камчатского театра.

Александр Комаровский был хорошим очеркистом. При этом он не только умело раскрывал характеры своих героев, но и достаточно неплохо владел художественным словом, давая красочные картины природы или описывая быт и работу персонажей очерков.

«Тихий ветерок ласково копошился в листве дремучего леса, едва заметно шевеля на зелёном зеркале воды длинные тени прибрежных ив, - описывал он берега реки Камчатки в очерке «Встречи на голубых дорогах», опубликованном в «Камчатской правде» в 1957 году. – Зачарованный буйным разливом предвечерних красок, Константин Фёдорович Ирхин на минуту прерывает захвативший меня рассказ, мечтательно всматривается в даль реки. А передо мной из дали времён одна за другой возникают яркие картины первых лет освоения советской Камчатки».

Он любил героику в любых её проявлениях. Находил нужных людей, готов был отправиться на встречу с ними куда угодно. И вообще много путешествовал по Камчатке. В очерке «За тридевять морей» (1957 г.) Комаровский рассказал о героическом перегоне одним караваном нескольких десятков малых рыболовных сейнеров Северным морским путём из Беломорска на Камчатку. Да так рассказал, что читатели ахнули: это же действительно герои! На утлых судёнышках, которым и в двадцати милях от берега страшно, пройти северным путём! При этом в экипажах были и мальчишки-курсанты с Сахалина.

В очерке «Тридцать лет на плотах» (1957) он поведал о сплавщике леса Фёдоре Караваеве, который начинал гонять плоты на реке Вятке, а затем стал сплавщиком морским, а это профессия редкая, штучная. В 1955 году Фёдор Караваев, как опытный мастер морской сплотки, был направлен на Камчатку, где мастерил «сигары» собственной конструкции из местного леса и перегонял их со своей бригадой морем в прибрежные посёлки полуострова.

Вот таких героев находил для своих очерков Александр Комаровский. Владел он и фотоаппаратом, что позволяло ему иллюстрировать свои очерки.

Камчатское литературное объединение, выступившее инициатором выпуска сборника «Камчатка», было образовано 28 сентября 1955 года. Как свидетельствует Вячеслав Васильев в своей книге «Сквозь магический кристалл» (Петропавловск-Камчатский, 1993), «К началу 1960-х годов новая творческая организация насчитывала свыше тридцати человек и включала, в том числе, пенжинскую, олюторскую,  и тигильскую группы. Повышали чёткость её работы относительно периодические общие заседания и выборы бюро, а также введение двух учётных документов: анкеты члена литературного объединения  и авторской карточки… С судьбой областного литературного объединения была связана книжная редакция «Камчатской правды», преобразованная в 1963 году в Камчатское отделение Дальиздата. Характерно, что первой книгой этого «местного издательства» стал сборник стихов начинающих поэтов. Он назывался «Камчатские голоса» (1957), посвящался областному фестивалю молодёжи, проводившемуся навстречу Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве».

Но мы, всё-таки, продолжим рассказ о сборнике «Камчатка». Областное литературное объединение не остановилось на первом выпуске этого сборника, и в 1963 году увидел свет второй выпуск. Вновь его составителем и редактором выступил Александр Харитановский. В печать сборник подписан 18 мая 1963 года, издатель – книжная редакция «Камчатской правды», тираж – 10 тысяч экземпляров.

Кто же те счастливчики, произведения которых вошли в сборник, и их прочитало такое огромное количество людей?

Это Эмиль Куни, Юрий Зотов, Кецай Кеккетын, Иван Корнев, Анатолий Коровиков, Владимир Ананьев, Борис Шор, Леонид Семёнов-Спасский, Владимир Косыгин, Юрий Муравин, Георгий Поротов, Владимир Воробьёв, Александр Харитановский, Арсений Семёнов, Николай Тарасенко, Евгений Мархинин, Георгий Панкратов, Валентин Каиль, Игорь Яковлев и Владимир Дука. Двадцать авторов на 120 страницах книги! Часть этих авторов позже составила основу камчатской литературы, и прежде всего это национальные писатели Георгий Поротов и Владимир Косыгин (Коянто). Остались в литературе и творили уже на профессиональной основе Эмиль Куни, Леонид Семёнов-Спасский, Александр Харитановский.

Нет в сборнике произведений Радмира Коренева, Вячеслава Васильева, Леонида Пасенюка, Кирьяна Черканова, Николая Санеева, Романа Райгородецкого, Анатолия Жаренова, хотя их имена уже вовсю мелькают в газете «Камчатская правда». Тот же Николай Санеев к 1963 году уже заявил себя как очеркист. Его тема – рыбацкие будни. Конечно, он газетчик, журналист, но его материалы – это уже далеко не банальные репортажи, в них мало газетных штампов и при желании, при более тщательной и неспешной работе над текстом их вполне можно вычистить. Санеев выписывает своих персонажей не просто как героев нелегкого рыбацкого труда, а видит в них движения человеческой души, подмечает и отмечает необычные, интересные черты характера. Вот только один пример из газетной статьи «Флаг над бухтой» («Камчатская правда», 1963 г.):

«До чего же интересно устроен механизм человеческой натуры. Простояло судно несколько дней, и стало Асееву скучно. Как-то в посёлке от старших он услышал краем уха, что на вершине сопки Острой кем-то был установлен флаг. А теперь его почему-то нет. Видно, упал.
- Эге, как же без флага в бой идти? – подумал Асеев. И с той минуты он стал по утрам вглядываться в небо. Хоть бы на несколько часов просветлело. И он дождался…»

Поднялся санеевский герой Асеев, обычный судовой кок, на эту сопку в бухте Лаврова. Поднялся, несмотря на бурные возражения старпома, нашел упавший флаг и вновь водрузил его на вершине. Такой вот незамысловатый сюжет. И героизма нет в поступке Асеева, подъем на сопку оказался несложным. Но флаг-то трепетал на ветру и был виден отовсюду. Веселил рыбаков и даже вдохновлял на труд. Эта журналистская находка Николая Санеева больше похожа на находку писательскую. И с годами он всё увереннее превращался именно в писателя. В 1969 году увидела свет его первая книжка «Честь», в 1971 году – «Сероглазка – любовь моя», в 1972 году – «Охота за солнцем», в 1974 году – «Рыбаки», а в 1977 году – уже в издательстве «Советская Россия» вышла книга «Будни рыбака».

В том же 1977 году возобновилось издание сборника «Камчатка», и морские рассказы Николая Санеева по праву заняли в нём подобающее почётное место.

Действительно, после выхода двух сборников «Камчатка» в 1961 и 1963 годах был перерыв  целых 14 лет, и только в 1977 году стараниями Евгения Гропянова, работавшего тогда редактором Камчатского отделения Дальиздата, «Камчатка» возродилась. И называлась литературно-художественным сборником. В нём уже были совсем другие имена кроме Коянто и Поротова.

Такая вот история сборника «Камчатка», который теперь имеет статус литературно-краеведческого. В 2018 году вышел 28-й выпуск. С 2007 года его издаёт холдинговая компания «Новая книга», с 2012 года – при финансовой поддержке краевого министерства культуры. С этого же года редактором и составителем «Камчатки» является ваш покорный слуга. А до этого, до самой своей кончины, его издавал Евгений Гропянов. Вместе с ним в отдельных выпусках участвовал Владимир Науменков.

Александр СМЫШЛЯЕВ.

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: