Куда ведет реформа пассажирского транспорта?

18.09.2018 20:33:34 (GMT+12)

Куда ведет реформа пассажирского транспорта?
Корреспонденты «Камчатского времени» побеседовали с мэром Петропавловска-Камчатского Виталием Иваненко и попросили его ответить на злободневные вопросы.

«КВ»: - Виталий Юрьевич, когда и с чего началось реформирование отрасли пассажирских перевозок в Петропавловске?

В. ИВАНЕНКО: - В Петропавловске, как и в других городах России, ещё несколько лет назад остро стояла проблема нелегальных перевозок. Отсутствие механизма цивилизованной конкуренции самым тяжёлым образом отражалась на состоянии всей отрасли: старение подвижного состава, нарушение правил безопасности перевозок пассажиров, низкая зарплата водителей и так далее. Совместно с правительством Камчатского края мы приступили к формированию программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. Она коррелируется с федеральным законом №220 «Об организации пассажирских перевозок», вступившем в силу в начале 2016 года.  Основное положение федерального закона связано с переходом на новую систему учета и пассажиропотока, и километража поездок. Сделать это было возможно с помощью внедрения электронной диспетчеризации и автоматизированной системы оплаты проезда.

«КВ»: - Что представляет собой система электронной диспетчеризации?

В. ИВАНЕНКО: - Это информационная система управления автомобильным транспортом (на основе ГЛОНАС). Она была запущена краевым правительством весной 2017 года и объединила данные обо всех маршрутах, расписании рейсов и предприятиях-перевозчиках, в том числе и нашего города. С запуском электронного ресурса предприятия получили возможность следить за передвижением своих автобусов, их количеством на линии и графиком движения. А для пассажиров был специально разработан публичный интернет-сервис, на котором можно в режиме онлайн посмотреть местоположение нужного автобуса на карте, узнать расписание его движения и все остановки на пути следования. Этой системой сегодня очень многие пользуются, она удобна и всегда под рукой - в мобильном телефоне. Региональный ресурс стал частью единой электронной платформы, созданной с целью повышения уровня информирования населения о работе наземного пассажирского транспорта.
  
«КВ»: - Введение электронного проездного билета тоже входило в план реформирования?

В. ИВАНЕНКО: - Безусловно. Как я уже говорил, с этого года началось внедрение системы автоматизированной оплаты проезда. Это те самые электронные проездные билеты и «электронный кошелек». Позитивные перемены мы уже видим: оплата труда водителей всё меньше зависит от количества перевезённых пассажиров, ведётся постепенный уход от наличной оплаты проезда и, конечно, практически полное соответствие движения автобусов своему графику. Все эти факторы повышают рентабельность перевозок и, что очень важно, влияют на безопасность пассажиров. Сегодня ушли в прошлое автобусные гонки на дорогах, нет поддельных проездных билетов (их изымали водители иногда до 100 штук в месяц), мы фиксируем реальный пассажиропоток на тех или иных маршрутах. А это является основой для расчёта следующих муниципальных контрактов и оптимизации сети городских маршрутов (увеличить количество автобусов, изменить маршрут и так далее). До сих пор такой достоверной этой информации у нас не было. Мы только сейчас начинаем её получать посредством электронной системы.

«КВ»: - В полномочия городской администрации входит определение стоимости проездных билетов?

В. ИВАНЕНКО: - Согласно ст 48 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, администрация города создаёт условия для предоставления транспортных услуг населению и организовывает транспортное обслуживание в границах городского округа. К этому относятся: определение маршрутной сети, проведение торгов по закреплению перевозчиков за данной маршрутной сетью и контроль за исполнением заключенного муниципального контракта.

Ценовую политику (стоимость разовой поездки) устанавливает Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края на основании документов и расчётов, предоставленных перевозчиками.

Согласно поручению губернатора Владимира Ивановича Илюхина была проведена целая серия рабочих встреч, на которых прорабатывались вопросы пассажирских перевозок. Процесс принятия решения был на самом деле долгим и сложным. Совместными усилиями правительства края, администрации города и представителей Транспортного союза Камчатки приняты все возможные меры для сдерживания роста стоимости проезда для пассажиров. Экономически обоснованная цена за проезд составила 31 руб., но с 1 сентября цена проезда для населения выросла не на 6 руб., а только на два. Остальные 4 руб. перевозчикам компенсируется из бюджета Камчатского края. Бюджет городского округа, в свою очередь, субсидирует проезд для льготных категорий граждан (льготный проездной билет): для школьников, студентов, неработающих пенсионеров. Мы эту задачу выполняем. Стоимость проездного билета для школьников и студентов очной формы обучения составляет 585 руб. Для неработающих пенсионеров - 468 руб. Повышение небольшое (менее 100 руб.).

«КВ»: - Большой резонанс вызвала отмена безлимитного проездного билета, а потом и его стоимость. Можете прокомментировать ситуацию?

В. ИВАНЕНКО: - Действительно, отказ от безлимитного проездного билета мог негативно сказаться в первую очередь на жителях пригородных поселков. Они заведомо были поставлены в неравные условия в связи с тем, что в день совершают более двух поездок на автобусе. Поэтому своей основной задачей я ставил защиту интересов тех жителей города, которые проживают в пригородных посёлках - пересадки по дороге на работу, поездки в выходные и праздничные дни, по городу по семейным делам, сопровождение детей в садик или поликлинику. Переговорный процесс по сохранению безлимитного проездного билета и утверждению его конечной стоимости был непростым. Должен сказать, что, несмотря на все сложности, нам удалось достичь положительных результатов.

«КВ»: - Теперь правила проезда установлены окончательно?

В. ИВАНЕНКО: - Да, проездной билет с неограниченным количеством поездок, действующий в общественном транспорте Петропавловска-Камчатского, будет введён с 1 октября. Его цена на один месяц составит 1 500 руб. Таким образом, в автобусах будут действовать ДВА вида электронных карт: безлимитный проездной билет (стоимостью 1500 руб. в месяц) и «электронный кошелек» с возможностью разовой оплаты проезда (25 руб. за поездку). Это даст человеку возможность выбрать выгодный для себя способ оплаты проезда.   Если вам не нужна электронная карта, её можно сдать в ООО «Электронный мир» (находится в здании Автопарка, пр. К. Маркса, 1, 2 эт.), где вам вернут деньги.

«КВ»: - Какие результаты реформирования пассажирских перевозок вы ожидаете?

В. ИВАНЕНКО: - Первые результаты мы уже получили. У нас появилась возможность адресно компенсировать перевозчику за проезд льготника. Раньше это был общекотловой метод, документальной базы не существовало. Только за первый месяц использования электронной оплаты проезда, бюджет города сэкономил 1 млн руб. За второй месяц - 1,5 млн руб. (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). До конца года мы сможем описать всю систему городских перевозок в части проезда льготной категории населения. Тогда мы поймём, сколько и как ездят наши льготники, а также какое количество бюджетных средств необходимо заложить для исполнения своих социальных обязательств. Предполагаю, что в начале следующего года мы сможем поставить точку в этом вопросе.
Кроме того считаю, что нужно предоставить право на льготный проезд школьникам всех категорий на весь год, на все 12 месяцев  (с учётом летнего периода) и предоставление таких же льгот студентам очной формы обучения.

«КВ»: - Виталий Юрьевич, как продвигается вопрос в части качества технической базы автопарка?

В. ИВАНЕНКО: - Необходимо создать условия для перевозчиков, чтобы они могли обновлять свой автопарк.

Сегодня мы получаем не столько жалобы на работу электронной системы, сколько предложения по её усовершенствованию. Например, возможность разовой оплаты «электронным кошельком» за себя и  свою семью. До сих пор невозможно семье из двух или трёх человек оплатить проезд одной картой. Эти предложения уже направлены разработчикам программного обеспечения. Кстати, во многих городах введена прогрессивная шкала скидок после определённого количества поездок. Полагаю, что такую систему стоит взять на вооружение и нашим перевозчикам. В целом сфера пассажирских перевозок будет работать и совершенствоваться для главной цели - улучшение качества перевозок общественным транспортом.

«КВ»: - Спасибо за беседу!

(«Камчатское время»).

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: