Круг общения: школьная форма

17.09.2018 10:33:20 (GMT+12)

Круг общения: школьная форма
Здравствуйте, друзья! Под звон школьных колокольчиков началась календарная осень. Я склонна думать, что жизнь на этом не закончилась. Жду от наступившего сезона только светлых событий, только добрых перемен. Первая волна позитива окатила меня уже в первый день сентября. Стоя на линейке, я открыто любовалась новоявленными школьниками. Они были так красиво и элегантно одеты, что казались созданными для одних пятёрок и не способными ни на какие разгильдяйские выходки. Как здорово, что форма вновь вернулась в школу, и как жаль, что её отмена пришлась на мой ученический век. Я хорошо помню момент, когда старые требования к одежде были упразднены. Было радостно от того, что вчера было нельзя, а сегодня стало можно. Первое время, конечно, мы экспериментировали, нащупывая грани допустимого, ходили то в юбках, то в брюках, то в платьях разной степени строгости. Однажды учительнице по русскому языку мой наряд показался слишком фривольным (это были брючки и длинный свитер с объёмным воротником), и она отправила меня домой переодеваться. Было стыдно, неловко, потому что отчитывала она меня на глазах всего класса… Интересно, кто-нибудь ещё получил душевную травму в связи с отменой школьной формы?

Ирина ПОЛЯНСКАЯ, радиоведущая

Я училась в Урюпинске в классической гимназии с углубленным изучением гуманитарных наук и носила форму с первого и до седьмого класса. Это были коричневые платья и черно-белые фартуки. Белые мы надевали по праздникам, а чёрные в будни. Для меня небольшой проблемой было то, что манжеты и воротники требовали частой стирки.  От нас требовали, чтобы они были белоснежными, поэтому приходилось их отпарывать, стирать и заново пришивать. У девчонок были разные воротнички и манжеты, и это, наверное, единственное, чем мы могли друг перед другом бравировать. Всё остальное было в одном тоне, на один фасон, а в воротничках и манжетах можно было проявить свой креатив. Мне нравилась форма. Она давала ощущение единой общности. Между нами не было никакого напряжения - мы были все равны. Тогда начинались 90-е трудные годы. Общество разделилось: кто-то ушёл в бизнес и имел большие деньги, а кто-то наоборот упал на дно, потому что развалились заводы, работать стало негде. И вот эта форма спасла психологическую обстановку в гимназии, потому что нивелировала разницу между детьми. По внешнему виду мы были друг перед другом равны. Когда форму отменили, я помню, нам разрешили носить брюки...  Наверное, определяющим стало то, что это была гимназия. По сравнению с другими школами нам не дали большой свободы в выборе одежды. В обычных школах порой позволяли носить короткие джинсовые юбки, а нас держали в строгости, говорили, что юбка должна быть темного цвета, не выше 5-и см от колен. Верх должен быть однотонный, никаких декольтированных нарядов. Именно поэтому резкого перехода со школьной формы на мини юбки не случилось, и мы благополучно доучились до 11 класса. А я носила очки, пиджак с юбкой и лодочки на небольшом каблучке, и все принимали меня за молодую школьную учительницу.

Татьяна СМИРНОВА, учитель истории

Моё школьное детство прошло в форме. Она была традиционной: платье, фартук, регулярно сменяемые воротнички и манжеты. В старших классах по особо торжественным случаям нам разрешалось носить юбку с белой блузкой, но это не приветствовалось. Несмотря на то, что все были одинаково одеты, мы не были одинаковыми: и форма была разная, и сидела она по-разному. Не нравилось отсутствие выбора фасонов школьных платьев, не нравилось качество ткани: локти протирались довольно быстро. В старших классах, конечно, уже не так, а в младших - я постоянно ходила с заштопанными локтями.  То, что мы все должны были выглядеть одинаково, воспринималось нормой. Хотя были баталии по поводу цвета бантиков: можно ли носить цветные банты в школу – вот эти вопросы тогда возникали. В старших классах мы устраивали акции протеста - могли одеть юбку с блузкой в обычный день под предлогом того, что форму постирали, как это делают дети и сейчас. Нас ругали, конечно, чтобы домой выгоняли, я не помню, но косметику заставляли смывать прямо здесь, в школьном туалете. Но сейчас форма разная, и она не хуже той, что была в советские годы. Разница в том, что раньше она была более доступной. Сейчас хорошая качественная форма стоит дорого.  Когда форму отменили, я уже работала учителем. Тогда я восприняла эту инициативу благожелательно, как и все. Во-первых, появилась свобода самовыражения. Во-вторых, шли 90-е, сложно было и с деньгами, и с формой. С течением времени, конечно, произошло некоторое переосмысление. Надо отдать должное тому, что форма дисциплинирует. Хочу подчеркнуть, что возможности введения настоящей формы, серьёзно ограничены. Другое дело, что в нашей школе, например, введён офисный стиль. Я приветствую ограничения в выборе школьной одежды, но, если вдруг окажется, что форму можно покупать только одной модели, у одного поставщика, будут сложности. Кстати, это сейчас делается в некоторых школах по решению попечительских советов. Родители зачастую подходят к этой теме жёстче, чем учителя. На мой взгляд, достаточно офисного дресс-кода.

Андрей ГОРБАРЁВ, системный администратор

Я учился в 24-й школе Петропавловска с 1983 по 1991 годы, а потом перешёл в лицей. В то время мы носили синие пиджаки и брюки, и это нисколько не смущало. Мы относились к форме, как к данности. Когда все ходят по форме, хочется как-то выделиться. Мы старались носить яркие пакеты, необычные сумки и портфели. А сам костюм был очень удобным, носким. Я не помню, чтобы он у меня порвался, я носил его до тех пор, пока не вырастал. На год комплекта вполне хватало. Форму отменили, когда я был в старших классах. К тому времени я перешёл в лицей при мореходке, где была принята морская форма. Сейчас с введением офисного стиля в школах задача для родителей упрощается: выбор большой, цены разные, всё тёмное, однотонное, не маркое. Хотя форма сегодня на самом деле допускает большое вольности, главное, чтобы ребёнок не выбивался из общей массы. И даже в этом случае собрать к 1-у сентября троих школьников нам было непросто. Мы потратили на сборы 30 тысяч рублей, и это только начало. Детей мы чуть-чуть приодели, купили обувь, письменные принадлежности. В дальнейшем придётся многое докупать. На каждого ребёнка уходит много обуви: уличная, сменная, обувь для физкультуры. Если бы в школах была узаконена строгая форма, это было бы красиво, конечно, но по деньгам вышло бы существенно дороже, а мы пытаемся экономить: в одном месте подешевле купили одну вещь, в другом – другую. Пусть будет просто деловой стиль - он и дисциплинирует, и не напрягает, и найти что-то тёмное, однотипное довольно просто.
  
Михаил БУРМИСТРОВ, специалист по социальной работе

Я учился с 1990 по 2000 гг. До 6-го класса - в 20-й школе г. Белгорода, а потом мы переехали на Камчатку в Палану. Там я поступил школу № 1, где учился уже до 11-го класса. Почему переехали? В то время на материке нелегко жилось, и зарплаты были маленькие, и выплачивались они нерегулярно. Маме предложили работу. Сначала она заключила контракт на три года, а потом ни у кого уже не было желания возвращаться обратно. На Севере деньги платили, была стабильность.  Что касается формы, носил её класса до 4-го. Когда форму отменили, я был ещё маленьким и не помню, чтобы это как-то обрадовало меня или огорчило. Не могу вспомнить свои эмоции по этому поводу. Когда перешёл в среднюю школу, все уже ходили в свободной форме одежды. Я, как правило, носил брюки, рубашку и кофту. Спортивный костюм, если не было физкультуры, не приветствовался, - учителя делали замечания. А с джинсами, насколько я помню, проблем у нас не было. Многие носили джинсы, их не запрещали. То, что школы вновь вводят форму, думаю, это хорошо. Очень разные возможности у людей, а единообразная одежда позволяет детям не выделяться за счёт одежды и других деталей имиджа. Я отношусь к этому положительно и считаю, что форму нужно вводить. Как это может помочь самой учёбе, не знаю, а в плане воспитания и дисциплины, думаю, помогает. К идее возврата строгой формы отношусь скорее отрицательно. А вот если бы администрации школ вырабатывали собственную форму, например, ввели бы рубашки определённых цветов, значки или вышивку с символикой школы, это было бы неплохо.  

Опрос проводила Дина БУРМИНА.

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: