Круг общения: первая работа

23.07.2018 20:55:34 (GMT+12)

Круг общения: первая работа
Здравствуйте, друзья!

Быстро пролетел отпуск (три недели, как один день). Не буду лукавить, хочется «продолжения банкета», но ещё больше хочется благополучия, поэтому засучиваю рукава и принимаюсь за работу.  Тяжело придётся первое время, но это, конечно, не те сложности, что испытывает человек в свой самый первый трудовой день. В 1997 году я поступила на свинокомплекс уборщицей. В мои обязанности входило поддержание порядка в помещении проходной, где работники переодевались и приводили себя в порядок после смены. Несмотря на внешнюю непривлекательность, эта работа мне нравилась. Она давала ощущение собственной значимости, взрослости. За неё я получила свои первые деньги. Надо отметить, что разведку интересов и оценку возможностей я, как и многие мои сверстники, прошла значительно раньше. Прежде в школах широко применялась практика внедрения ребят на производство. После третьего класса мы сажали картошку на совхозных полях, после пятого – штопали мешки из-под комбикорма. После шестого - мне посчастливилось поработать помощником библиотекаря, после седьмого – санитаркой в ветлечебнице. Представляете, какой богатый опыт мы приобрели, ещё будучи детьми!.. Да, это было даром, но сказать, что мы ничего не получили за свои труды, категорически нельзя. Навыками, приобретёнными в ходе школьной практики, я пользуюсь по сей день… Интересно, как делали свои первые трудовые шаги герои этого материала. Им слово.

Олег КУЦ, руководитель дорожно-строительного предприятия
Первый трудовой опыт я приобрел, работая на почте. После окончания восьмого класса я устроился разносчиком телеграмм. За мной был закреплён район Силуэт: улицы Горького, 50 лет Октября, Тушканова, Давыдова, Бохняка и другие. Тогда срочные послания вручались адресатам лично в руки. Каждое утро в 6 часов я уже был на почте, чтобы получить стопку телеграмм и разнести их по квартирам. Нужно было торопиться, чтобы застать человека до того, как он отправится на работу.  Так я поработал больше месяца. Хотел накопить денег на велосипед. Конечно, было нелегко (особенно трудно давались ранние подъемы), но я узнал, как зарабатываются деньги, почувствовал определённую свободу, потому что мог тратить заработок на свои нужды и ни от кого не зависеть. В итоге я получил около ста рублей. Велосипед не купил, а часть денег потратил на путешествие в Долину Гейзеров. Это был 75-й год. Тогда ещё существовали пешие маршруты, на него я и потратил свой первый заработок. Могу сказать, что раньше проблем с работой не было. Несмотря на отсутствие опыта, мы могли устроиться на любое предприятие. Сейчас молодые люди сталкиваются с множеством препятствий. Да, и отношение к трудящемуся человеку со временем сильно изменилось. Поступив на работу в 15 лет, я чувствовал уважение к себе и со стороны коллег, и со стороны общества.  

Сергей БЫЧКОВ, директор туристического информационного центра
В 1971 году я учился в петропавловск-камчатском музыкальном училище, и друзья попросили меня позаниматься с девочкой, дать ей уроки игры на фортепиано. Девочке было 5 лет, и звали её Ариша. Я помню, как пришёл в дом моей ученицы. Над входом висели огромные рога оленя, а в комнате, где стояло пианино, было много игрушек. Опыта преподавания у меня, шестнадцатилетнего студента, не было, но было желание, была любовь к детям и интуиция. Первый урок был такой. 10 минут мы позанимались у фортепиано. Я рассказал, какие бывают нотки, как они звучат. Помню, что всё время искал подходящие сравнения, говорил, что одни нотки похожи на голос мамы, другие - на рычание льва, третьи - на щебетание птиц. А когда через 10 минут я понял, что внимание у девочки рассеялось, сделал перерыв. После того, как мы поиграли в куклы, попрыгали, похлопали в ладоши и потанцевали, урок был продолжен. Я тогда ещё не изучал ни педагогику, ни психологию, но интуитивно понял, что ребёнок заниматься 45 минут не может. Некоторое время он сосредоточен на предмете, а потом его надо отвлечь, развлечь, надо дать ему выплеснуть энергию. Вот такой у меня был первый рабочий день. 47 лет я напрямую или опосредованно занимаюсь педагогическим трудом: преподаю в школе, в училище или в вузе (как это бывало), либо даю частные уроки. За это время моими учениками были люди разных возрастов: от пятилетней Арины до 73-летнего профессора из Японии. Связь с педагогикой отразилась и на способе мышления, и на общении с людьми. От неё идёт умение ясно формулировать мысли, что очень помогает в жизни. Если учитель лишён этой способности, не может чётко поставить задачу, значит он ничему не сможет научить. Кстати, девочка, благодаря которой состоялся мой педагогический дебют, стала учёным, кандидатом наук.

Майя АВЕРЬЯНОВА, школьница
Впервые я пошла работать в 15 лет - на летних каникулах устроилась помощником вожатого в пришкольный лагерь. Тогда я впервые пришла в Центр занятости, мне поручили заполнить документы. Было немного страшно. Выполнив все условия, я получила работу. В лагере меня прикрепили к первоклассникам. Я помогала им готовиться к мероприятиям, следила за тем, чтобы дети всё время были чем-то заняты. Вместе мы играли, читали, ставили различные концертные номера. Были в ту смену и не приятные моменты. Семиклассники, которые также отдыхали в этом лагере, не воспринимали меня как наставницу, грубо шутили, задирались. Прошлым летом я снова решилась на эту работу, и стало значительно легче. Но ещё лучше, ещё свободнее я стала чувствовать себя в качестве вожатой в этом году. Получить работу не сложно. Да, приходится стоять в очередях, но все организационные вопросы решаются довольно быстро. В этот раз пришлось понервничать при получении медицинского допуска к работе. Вместо того, чтобы выписать обычную справку, которая нужна в этом случае, меня отправили проходить полную медкомиссию. Пришлось вмешаться маме. Все остальное далось очень легко -  я уже знаю куда ехать, какие документы заполнять. Меньше неприятностей на третий раз стало и в самой работе, может быть поэтому она принесла намного больше удовольствия.

Нина ПИКАЛОВА, директор по организационному управлению и персоналу
В 14 лет мне довелось поработать продавцом детских игрушек на рынке КП. Двоюродная сестра устроила меня на лето, чтобы я могла заработать на тетрадки. Работала каждый день и получала оговоренный процент от суммы дневной выручки. Это научило меня обращению с деньгами и общению с людьми. Я получила опыт преодоления самых разных ситуаций, и негативных в том числе. О многом говорит и тот факт, что работать приходилось на улице, в любую погоду, и покупатели попадались разные - могли и обидеть на пустом месте.  Но любой опыт – это хорошо. Я неплохо заработала - хватило не только на тетрадки. А ведь, учась в школе, сама я не искала работу, мне её предлагали знакомые и родственники. Сейчас, смотрю на подростков, - какие они самостоятельные, стремятся трудоустроиться. Мой сын-школьник пока такого желания не выказывает, но, думаю, что через некоторое время и у него проснётся интерес. Не исключено, что первой его работой будет та, куда я его пристрою. Вероятно, это будет трудовой лагерь. Я за то, чтобы он поработал руками, как я когда-то, почувствовал, какими усилиями достигается благополучие. Это лучшая мотивация для того, чтобы хорошо учиться и когда-нибудь найти престижную работу. Кстати, я после лета, проведённого на рынке, решила, что никогда не свяжу свою жизнь с торговлей.  

Опрос проводила Дина БУРМИНА.

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: