Анонс свежего выпуска еженедельника «Аргументы недели», № 23

14.06.2018 11:14:07 (GMT+12)

Анонс свежего выпуска еженедельника «Аргументы недели», № 23
Страны бьются за дно
№ 23(616) от 14.06.18 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]

Россия вернулась с новыми крупными трофеями из Атлантического океана. Очередная семимесячная научная экспедиция к огромному российскому блоку разведки Срединно-Атлантического хребта, который мы изучаем по контракту с ООН, принесла сенсационные данные.

Золотые холмы

Каждый год человечество выкачивает из недр материков 4, 38 млрд т нефти, высасывает 3, 67 млрд кубов газа, нарывает в шахтах и рудниках 2, 87 млрд т железной руды и 3, 2 тыс. т золота. Всё это далеко не бескрайние богатства, даже руды в мире разведано всего на 200 млрд т, то есть запасов сырья для стали хватит примерно на 70 лет. Добыча жёлтого металла может схлопнуться уже через два десятилетия. По нефти горизонт лет на 60–80, и никакие электромобили вместе с зелёной энергетикой не особо отсрочат час икс, потому что 40% нефти идёт не на топливо, а на производство материалов, от асфальта до кремов и пластиков.

Проще говоря, уже в нынешнем веке человечеству светит сырьевой армагеддон. Где брать ресурсы? Пути только два: космос и Мировой океан. Последний явно ближе, хотя пока почти так же труднодоступен. В чём учёные сходятся наверняка, ресурсы океана феноменальны, даже крупнейшие наземные запасы золота, алмазов и углеводородов рядом с этими кладовыми могут показаться песчинкой. Осталось только подробно прощупать дно.

Тут мы одна из очень немногих стран, которые не на словах приближают будущую эпохальную битву человечества за покорение глубин. В мире об этом много говорили, но мало делали, последняя крупная волна интереса к разведке глубоководных месторождений на Западе была в конце 1970-х гг., когда по миру прокатился мощнейший энергетический кризис. Затем США, Япония и Европа позакрывали дорогие океанические проекты.

Зато Россия не стояла на месте, теперь нам есть чем гордиться. На переднем крае мировой разведки российское научное судно «Профессор Логачёв» с его командой в 60 человек. Этот 105-метровый корабль, построенный на верфях в Николаеве по проекту ЦКБ «Восток», с момента спуска на воду в 1990 г. никогда не прохлаждался без дела.

В 1993 г. он совершил мировой прорыв и вошёл в историю. Тогда Академия наук каким-то образом нашла средства, чтобы отправить «Логачёва» к Срединно-Атлантическому хребту. Это скрытое от глаз чудо света, потрясающих размеров горный массив, который тянется по дну Атлантики на 18 тыс. км, от Исландии до южного края Африки. Бермуды, Азорские острова и остров Св. Елены – просто выступы его гор над поверхностью океана. На сотый день экспедиции, посередине Атлантики, датчики «Логачёва» засекли потрясающую подводную аномалию. На дне океана, на глубине 4 км, обнаружилось гигантское поле сульфидных холмов. Мало того, что это известные спутники крупных запасов нефти и газа. Когда холмы изучили подробнее, они оказались феноменально богатыми залежами медно-цинковых руд, причём содержание меди в породе достигает 30%. Для сравнения: в обычных шахтах даже 1, 5% считается невероятным везением. До кучи там море золота, причём его концентрация в руде минимум вдесятеро выше типичной наземной.

В общем, открытие было мирового масштаба, из тех, что напрочь переворачивают представления. Раньше никто точно не представлял, насколько богато дно. Хотя дно океана не щупали наугад, российское судно шло к тем районам Атлантического хребта, где вероятность огромных запасов предсказывали расчёты института океанологии. Так же как огромные алмазные залежи в Сибири в своё время нашли не наобум, а благодаря расчётам академика Соболева, предсказавшего, где выходят кимберлитовые трубки.

Чем пахнут конкреции

Впоследствии первое открытое российским судном подводное месторождение назовут его именем, рудным узлом «Логачёв». После такого успеха научный корабль продолжил ежегодные походы в Атлантику. Вскоре стало ясно, речь не о точечном участке, но об огромном мегапоясе богатейших месторождений. В 2003 г. Логачёв открыл в том же районе не менее перспективный узел «Ашадзе», в 2007 г. обнаружил месторождение Семёнов, заодно нанёс на карты три громадных геотермальных рудных поля, «Краснов», «Зенит» и «Петербургское».

Дальше понеслось самое интересное. Когда стало ясно, каких масштабов богатство лежит на дне, засуетились страны золотого миллиарда. Сокровища нашлись в нейтральных водах, которые считаются общими, до этого момента все страны вели разведку в океане по собственному разумению, не спрашивая ничьих разрешений. Но тут дело запахло новой золотой лихорадкой, включая традиционную гонку, кто быстрее поставит столбики на самых лакомых участках, а это чревато.

В итоге после длительных препирательств в 2000 г. Генассамблея ООН решила создать организацию, название которой на русский официально перевели как «Международный орган по морскому дну». Этому органу и выдали карт-бланш на раздачу прав по «разработке морских конкреций». Во всём Мировом океане, включая участок, который обнаружили российские исследователи.

Так что с 2000 г. пошла раздача подводных слонов, пока распределили шесть районов, в том числе в центрах Индийского и Тихого океанов, также в ход пошла зона недалеко от Гавайев. Первыми подсуетились китайцы, подавшие заявку раньше всех. Это напрягло наш МИД, который заявил, что резко ускорит подачу российской заявки. В результате участки будущего океанического Клондайка пока получили шесть стран, включая РФ. В целом орган по дну не скупится, территорию дна каждой стране выдали огромную, площадью до 150 тыс. кв. км. Это больше Греции, примерно как Бангладеш или Таджикистан. Причём России достались «две Греции», поскольку мы выбили два участка, в том числе не упустили случая взять гавайский.

Кроме РФ подводными сокровищами занялись Южная Корея, Япония, Китай и Франция. В 2000 г. в гонку включились Индия и несколько стран Восточной Европы, в том числе Болгария, Польша и Чехия, создавшие консорциум «Интер-
океанметалл». Идея такая: каждая страна получает на восемь лет несколько сотен подводных блоков, каждый 10x10 км, начинает исследовать. Затем обязана начать реальную разработку, отказавшись от тех блоков, где ничего не нашли. Пока самые отстающие – японцы, которые с 2001 г. не отправили на свой участок вообще ни одного рейса. Сроки давно сорваны, тем не менее прав на дно у Японии не отобрали. Французы и китайцы всё ещё пока ведут поиски, причём французские научные эскадры весьма многочисленны. Индусы не только искали, даже дошли до испытаний реального подводного комбайна для добычи руды. Корея скрытничает, хотя, похоже, уже начала добычу конкреций.

Сейсмические косы

Как у нас? Прежде всего Россия не упустила возможности. После некоторых раздумий мы обновили легендарное судно «Профессор Логачёв». Вообще сначала под проект освоения дна океана хотели строить новый научный корабль, в итоге в правительстве решили, что будет выгоднее переоборудовать прежний. Корабль, который теперь приписан к Росгеологии, получил новые подводные радары и сканеры, современную навигацию и роботы-батискафы. Хотя, пожалуй, самого важного улучшения – оборудования, способного вести подводную трёхмерную сейсморазведку, судну не досталось.

Перестройка корабля заняла три года, к сентябрю 2016 г. обновлённое научное судно сошло со стапелей Балтсудопроекта. Теперь «Логачёв» вновь ходит по Атлантике, в конце мая 2018 г. вернулся из очередной экспедиции, которая заняла 219 суток. За это время он обследовал 25 российских блоков дна океана по 10x10 км, из них шесть оказались весьма перспективными. Поскольку среди 62 членов экипажа на сей раз было аж три Ирины, самое интересное океаническое рудное поле из числа новых открытий назвали Ириновское. Кстати, в самый разгар поднятого в Британии шума по делу Скрипалей российский научный корабль попал в местные новости, поскольку спас в океане двух шотландцев с яхты, у которой сорвало парус и заклинило управление.

Если без шуток, обновлённый «Логачёв» – хорошо, но в походе к необъятным сокровищам океанов одного корабля явно мало. Даже Колумб плыл к Новому Свету на трёх судах, а тут не просто новый материк, глубины океана – как другая планета, речь о новом измерении в будущем человечества. Да и финансирование невелико, по оценкам экспертов, правительство РФ пока тратит на исследования дна океана 300–400 млн руб. в год. По меркам сырьевых корпораций сумма откровенно смешная. Скажем, типичные расходы на разведку даже небольшого нефтегазового месторождения, включая бурение пробных скважин и пр., обычно зашкаливают за 2 млрд рублей.

Как объясняют специалисты, если мы взялись за дно океана всерьёз, нужно срочно создавать новый мощный научный флот. Желательно самый передовой в мире. Особенно важно подтянуть технологии, прежде всего по сейсморазведке, которая даёт особо значимые результаты. «Пока в области самой передовой технологии, трёхмерной сейсморазведки, отечественный флот слишком слаб», – рассказывает высокопоставленный сотрудник Росгеологии. У нас только два судна с такими сканерами, и даже лучшее, «Вячеслав Тихонов», оснащено только восемью сканерами-косами. У «Академика Немчинова», который принадлежит Росгеологии, всего четыре косы. Это мало, точность и скорость низкие, по мировым меркам восемь кос – уровень ранней зари технологии, примерно 40-летней давности.

Конечно, расходы на флот и исследования будут немалые, но и приз огромный. Да и деваться некуда, мировая добыча ископаемых не первое десятилетие поневоле перемещается в воду. «C 1960 годов число открытий новых сухопутных месторождений неуклонно падает, да и калибр открытий снижается. Но пропорционально растёт количество открытий на море», – объясняют эксперты. Уже сейчас треть мировой добычи углеводородов идёт на шельфе. По прогнозам, примерно к 2050 г. ожидается начало разработки гигантских месторождений в Мировом океане. Технологии для этого готовятся вовсю, скажем, в некоторых странах уже обкатываются прототипы глубоководных роботов-комбайнов, способных вести добычу ресурсов, включая руду, на глубине многих километров. Планируется, что первый такой комплекс производства канадской компании начнёт горнорудную добычу на потухшем глубоководном вулкане Солвара уже в следующем году. Такие машины невероятно сложны и дороги, спрос ожидается взрывной. России нельзя оставаться в хвосте.

Читайте другие материалы на сайте "Аргументы недели": http://argumenti.ru

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: