Крест наш то тяжел неимоверно, то легок как пушинка (св. пр. Иоанн Кронштадтский, «Опыт»)

04.05.2018 11:19:20 (GMT+12)

Крест наш то тяжел неимоверно, то легок как пушинка (св. пр. Иоанн Кронштадтский, «Опыт»)
ФОТО: http://www.poluostrov-kamchatka.ru/pknews/photos/detail.php?ID=6976

Создатель Музея истории Православия на Камчатке, действительный член Русского географического общества, книгоиздатель и писатель Артур Изосимович Белашов рассказал нашей газете о своих писательских трудах на благо Православной церкви.

НЕМНОГО О МАТЕРИ, КОТОРАЯ ВОСПИТАЛА ТАКОГО СЫНА. МАЛЕНЬКИЙ И ВАЖНЫЙ ЭПИЗОД ИЗ ЕЕ ЖИЗНИ.

Мама Юлия (Ульяна) Андреевна (урожденная Задорожная) – великий для меня, святой Человек! Она дала жизнь двум моим сестрам – Наде и Тае, и мне, а потом спасла нам эти жизни. Мы остались без отца в первый год войны. Попали в оккупацию. Как выжили, не знаю. Помню картофельные очистки. И когда немцев вышибли, нам легче не стало. Пешком прошли всю Кубань. Наверное, мама искала родственников, которые могли бы нас приютить. Никто не приютил! Четыре рта в военное время кто примет? Беда была всенародной. В конце концов, оказались в п. Мезмай, в окрестностях которого рубили лес и производили пиломатериалы для фронта. Была осень… Кто-то разрешил перекопать огород в поисках мелких и  порезанных клубней… Кто-то пустил на чердачный сеновал… А к весне маму взяли на полставки в общежитие уборщицей. Это было на уровне чуда! Кубань во все времена была перенаселена и едва ли не половина жителей Кубани были безработными и вербовались на Север, на Дальний Восток, на Камчатку. На каждое рабочее место были сотни желающих. Мы были счастливы не только копейками ее «зарплаты», но нам выдали продуктовые карточки и разрешили жить в кладовочке общежития (2 м. х  2 м.). Появилась крыша над головой. А также выделили  несколько соток земли под огород! Целью жизни мамы стало исполнение ее пламенного желания дать мне образование. До 7-го класса учился в семилетке поселка Мезмай. А когда в соседней станице открыли среднюю школу, учителя посоветовали маме продолжить мое образование. Но, сейчас в это трудно поверить, учеба в 8-10 классах была в СССР платной. Да-да, платили по 150 руб. в год, по 75 р.  за полугодие. В то время среднее образование еще не было обязательным. И вот тут появились непреодолимые трудности. Меня трижды исключали из школы за неуплату. Как и где измученная мама добывала очередные 75 руб., не знаю. Куда-то ездила, кого-то умоляла… Но я всякий раз восстанавливался после нескольких недель «прогулов», и возвращался в класс. Мало того, что кроме картошки и хлеба ничего не было на столе, так и носить было нечего. Особенно сложно было с обувью. Я выдался высоким. Обуть и одеть такого гиганта было непросто. В 10-м классе, уже в третьей четверти п. Мезмай и его окрестности завалило снегом, как на Камчатке. Неделю сидел дома. Босой и без верхней одежды… куда сунешься? Директор школы Б. Н. Аванесов пришел к нам домой (пешком за 4 км.) и, узнав причину, на следующий день принес свою поношенную куртку. Мама у кого-то выпросила старенькие сапоги. Местный сапожник как-то подправил их. Но я еще несколько дней не решался появиться в школе – не мог преодолеть смущения.

Аттестат зрелости я все же получил! Спасибо маме, учителям и классу, который щадил меня!

Я учился хорошо, очень здорово играл в волейбол, участвовал во всех кружках. И меня всегда куда-нибудь «выдвигали»: в пионерии, в комсомоле. И на шахте, куда я попал по комсомольской путевке (1956 г.), через год приняли кандидатом в члены ВКП(б). Тут уже сработало мое среднее образование. Меня выдвинули в комитет комсомола, депутатом в Кировский районный совет народных депутатов, а после службы на Тихоокеанском флоте избрали членом райкома ВКП(б).

О ПУТИ В ПРАВОСЛАВИЕ И О КНИГАХ, КОТОРЫЕ НАПИСАЛ О ПРАВОСЛАВИИ. И ПРАВОСЛАВНЫХ СЛУЖИТЕЛЯХ…

В семье мы никогда не говорили  о Боге. Мама берегла нас. Верующих преследовали, изгоняли отовсюду, высмеивали. Поэтому духовной жизни мы не знали. У мамы была маленькая бумажная иконочка Божией Матери. Она ее прятала. Один только раз я ее видел, как мама молилась.

Поэтому дорогу к Богу я не искал. Правда, и атеистом я не стал. Прецедента чтобы им стать не было. На моем жизненном пути не встретилось ни одной церкви, ни одного батюшки.

Только в 1983 г. (я тогда работал уже председателем райисполкома) старшая сестра Надя открыла мне, что я крещен в младенчестве, имя мое Николай и подарила Библию. Библия терпеливо стояла на полке домашней библиотеки и ждала своего часа. Только в начале 1990-х гг., работая над созданием портретной галереи «Скрижали Камчатки», я обнаружил историческую личность, связанную с историей Камчатки и Русской Православной Церкви. Я прочитал в книге (тоже из своей библиотеки) «Первопроходцы» очерк академика АН СССР А. П. Окладникова «Иннокентий Вениаминов».  Меня потрясло, что крупнейший ученый, «светило» советской науки писал о священнике, об архиерее!! Но прочитав, перестал удивляться, а пошел к художнику В. В. Санакоеву и заказал ему портрет  митрополита Иннокентия, бывшего епископа и архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского! Именно Святитель Иннокентий сыграл основную роль в том, что я обратил внимание на происходящее. Камчатка, ставшая первой территорией в СССР духовной пустыней, стремительно начала возрождаться. Я увидел, что это не возврат бабушек и дедушек, инвалидов и убогих людей в Церковь, а возврат наших славянских народов к своей духовности, которую исповедали около тысячи лет, к восстановлению корней нравственной жизни.

К портрету и биографии Святителя Иннокентия я добавил еще и премию имени Святителя под названием «Просветитель». Тут как раз Церковь стала готовиться к 200-летию со дня рождения митрополита Иннокентия Московского и Коломенского. И перед заседанием Священного Синода в канун праздника епископ Петропавловский и Камчатский Нестор II (Николай Сергеевич Сапсай)  вышел на меня через своего помощника с просьбой написать план мероприятий епархии в связи с юбилеем Святителя Иннокентия. Я это выполнил с удовольствием.

Потом был 1998 год. Вместо заболевшего епископа Нестора II на Камчатскую кафедру был назначен епископ Игнатий (Сергей Геннадьевич Пологрудов). У него был университетский диплом с физико-математическим уклоном и несколько лет работы в научной лаборатории медицинской кибернетики. Внимательно вникнув в тонкости моей деятельности (книгоиздание, меры по сохранению культуры аборигенного населения, благотворительности и созданию портретной галереи «Скрижали Камчатки»), Владыка Игнатий предложил мне поработать вместе над укреплением Православия на Камчатке. Когда я засомневался (смогу-ли?), епископ переубедил меня: «Занимайтесь тем, чем занимаетесь. Нам тоже нужно издавать церковно-историческую и духовную литературу, в миссионерской деятельности пригодится накопленный Вами опыт сотрудничества с коренными малочисленными народами, нам нужен историк для внесения в нашу действительность всего, что было с Церковью в регионе до советской власти и в ее период. А еще мы рассчитываем на Вас, как  на человека творческого, пишущего. В истории Камчатки оставил глубокий след митрополит Нестор, первоепископ Камчатский и Петропавловский. Епархия собирается ходатайствовать перед Святейшим Патриархом и Священным Синодом РПЦ о его канонизации. Нужно максимально полное, научно-объективное его жизнеописание».

Стоило от чего задуматься и засомневаться. Мой «рабочий день» начинался в 5 утра, заканчивался в 20 часов. А мне предлагалось новое, незнакомое, сложнейшее во всех отношениях дело, которое потребует не меньшего времени.

Я попросил дать мне возможность подумать. Время было исторически ответственейшее. Россия в составе СССР недавно отметила тысячелетие своего крещения. Заканчивался жестокий ХХ век, уходило в прошлое третье тысячелетие. Земляне готовились встретить приближающееся 2000-летие Христианства! А в России сменился общественно-политический строй, идеология и способ производства! Все это  предстояло не только пережить, но принять в нем активное участие и оставить для потомков наши конкретные дела.

И я дал согласие. На первых порах испытывал неимоверные трудности. Приходилось торить три дороги сразу: составлять житие митрополита Нестора, писать историю Камчатской епархии и основывать Музей истории Православия. Никто этими тропами в обозримой истории Камчатки до меня не ходил. Главной трудностью было отсутствие собственно общей письменной истории региона. Это была целина! Торопили меня два события. Успеть к Поместному Собору (2000-й год) составить жизнеописание митрополита Нестора, а к 2005 году – к 300-летию Православия на Северо-Востоке России, выпустить научное издание, книгу или несколько брошюр по теме. Мучительно выбирал форму подачи материала. Назвать историей, то, над чем работал, избегал, чтобы не попасть под стрелы бдительной науки. Решение пришло неожиданно – очерк! Очерк или очерки истории! Очерк, демократичный жанр публицистики, который давал мне право выстраивать повествование по индивидуальному плану.

Согласие стать научным руководителем «Очерка истории Петропавловской и Камчатской епархии» дала Ирина Витер. Три века истории трудов Русской Церкви в регионе вылились в трехтомник: «XVIII век. Посев и всходы», «XIX век. Первейшая необходимость и священнейшая обязанность» и «XX век. Смерть и воскресение». Они вышли вовремя. Научно обосновали исторический юбилей Камчатской епархии, вылившийся в общероссийский и всецерковный праздник. А также появился довольно большой по объему, систематизированный и хронологически изложенный материал о деятельности РПЦ на Северо-востоке России в помощь преподавателям новой дисциплины «История православной культуры» в школах, а также для студентов, краеведов, для всех любителей истории края.

Параллельно шел поиск новых и новых материалов для жизнеописания митрополита Нестора. Этот труд тоже принес немало мучений. Хотя в текущем столетии уже были опубликованы книги о Владыке Несторе известного российского историка РПЦ С. В. Фомина, вышел двухтомник исторических трудов самого митрополита Нестора (составитель и автор его научной биографии О. В. Косик),  а также увидели свет множественные публикации киевского тандема А. К. Караулова и В. В. Коростелева, меня немало смущал стиль изложения. Ведь писать нужно в комиссию Священного Синода, излагать и комментировать факты жизни Святого угодника Божиего. Где почерпнуть характер изложения? Жития святых – произведения очень короткие, в основном на нескольких страничках. Большинство книг, если не все, о святых отцах Русской Церкви написаны в период после их канонизации. А я составлял фолиант из 3-х томов формата А-4, с объемом под 1800 страниц! Наша задача – убедить комиссию, что духовный отец коряков, ительменов, чукчей, кереков, юкагиров и др. северных народов, выдающийся миссионер ХХ в., подвижник церковного строительства в России и православный лидер российской эмиграции в Китае митрополит Нестор – Святой человек!

В канун Юбилея 18-летний труд был завершен. Его благословили два Святейших Патриарха – Их Святейшества Алексий II и Кирилл, а также два правящих Камчатских архиерея. Такая могучая духовная поддержка окрыляла, формировала волю и настроение, гарантировала удачу. Очень благодарен архиепископу Игнатию (Сергей Геннадьевич Пологрудов, ныне митрополит) и архиепископу Артемию (Александр Николаевич Снигур) за то, что доверили и благословили. В стиле изложения и в текстах комментариев полностью, с учетом уже написанных и изданных моих книг, положились на меня. Это, заставляло трудиться с полной отдачей и максимальным чувством ответственности.  

Я все годы был рядом с духовенством епархии. Все эти годы Высокопреосвященные архиереи и батюшки молились обо мне с чадами и домочадцами, желали духовного и плотского благополучия, разумения, просили  у Бога благодати для меня, семьи моей и окружения моего. Примером служения во славу Русской Православной Церкви все годы был, и сейчас есть, подвиг протоиерея Ярослава Левко, а также матушки Александры (Анна Матвеевна Шумская) – настоятельницы женского монастыря во имя чудотворной иконы Божией Матери Казанская. В близких личных отношениях нахожусь с протоиереями Алексием Апатовым, Василием Гончаром, Виктором Музыкантом, Валерием Гладилиным, иеромонахом Николаем (Белозеров) и другими. Батюшки регулярно исповедуют меня, соборуют, обеспечивают святыми дарами и святой водичкой, звонят, состоят со мной в переписке. А в последнее время с учетом здоровья и нехватки времени даже возят на богослужения. А о. Виктор по благословению Камчатских архипастырей стал моим духовником.

КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ О ТЕХ, КТО ВСТРЕТИЛСЯ В СВЯЗИ С ПОДГОТОВКОЙ МАТЕРИАЛА К СОЗДАНИЮ КНИГ.

Ничего бы не вышло из сделанного, не поддержи меня Виталий Евгеньевич Тадля! И умом, и профессией, и сердцем, и душой. Все, чем я занимался последние без малого три десятка лет, оказалось созвучно ему лично, а потому и семье его, и коллективу, который он создал и вот уже тоже почти 30 лет пестует и бережет. Наши отношения трудно назвать даже таким святым словом, как дружба! Ибо это больше похоже на сотрудничество и служение Богу, Отечеству и Народу. Он поддержал абсолютно все мои проекты, которые многим, даже близкому по духу моему окружению казались утопией и борьбой с ветряными мельницами – донкихотством. Но постепенно совместные дела стали убеждать и других о том, что даже в самые страшные времена нельзя терять веры в благополучное завтра. Нужно видеть свет в конце тоннеля, который ты со своими современниками еще строишь.

О поддержке Ирины Васильевны Витер я уже говорил. Ей – историку и моей сподвижнице, все было интересно: и возрождение культуры аборигенов, и строительство портретной Галереи «Скрижали Камчатки», и книгоиздательство (иногда в год выходило по нескольку десятков книг, когда даже государственное книжное издательство спустило флаг).

Вообще весь коллектив региональной научной библиотеки во главе с Т. Г. Куркан, Б. С. Ивановой, Т. А. Диковой и с такими подвижниками своего дела, как Н. И. Курохтина, Г. Б. Намжилова, О. П. Нечаева, Н. А. Побережная, И. В. Шамашова, буквально приняли меня в свои объятия, помогая в первую очередь в книгоиздании, в писательском ремесле, предоставляя помещения для выставок, презентаций книг, портретов, юбилеев Фонда и моих собственных. Меня общество назвало, не скрою, престижным для меня прозвищем – «приемный сын библиотеки».

С начала 1990-х и доныне со мной Евгения Анатольевна Рыбаченко – талантливый профессиональный литературный редактор, мой учитель в книжном деле. Научиться читать глубоко и оценивать произведение не просто. Редактор – это по сути первый критик, в научном понимании этого слова, произведения, который вы взялись вывести в свет. Я до сих пор постигаю это искусство. Спасибо, Е. А., Вам за науку!

Вся творческая интеллигенция считала своим долгом помочь мне: Н. В. Санеев безвозмездно приютил мой Фонд и студенческий Клуб «Яранга на асфальте» в  «Светелке» Дома писателей. Художник В. В. Санакоев первым понял мою идею о создании патриотической Галереи «Скрижали Камчатки», и поддержал во всю силу своего могучего таланта. За ним и все художники…

Государство мало чем могло помочь в 1990-е гг. Но всегда рядом были В. А. Бирюков, В. Т. Броневич, О. П. Кубышкина…

Огромная благодарность журналистам печатной прессы, радио и телевидения. Они буквально каждый день публиковали о делах Фонда свои очерки, репортажи, сообщения: А. А. Смышляев, Е. А. Егоров, Ольга и Вадим Богомоловы, Н. Софронова и Л. Соловьева. Редакторы (И. Хакимов, В. Гусев, В. Мартыненко, Г. Беккер, Е. Сиваев) не жалели печатных площадей и эфирного времени.

Почему всё-таки Господь избрал для этого великого и непосильного труда. Труден ли этот крест?

Святые отцы Церкви учат нас, что Господь каждому дает послушание по силам. Послушание по жизни и сама жизнь и есть тот  самый Крест, который Господь вручает нам, если мы собрались всерьез идти за Ним. Он учит нас: «Ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф. 11, 29)». Крест наш то тяжел неимоверно, то легок как пушинка («Опыт», — говорит в таких случаях о. св. пр. Иоанн Кронштадский). Когда тяжелеет крест, иду в Церковь и анализирую свое бытие в покаянии на исповеди…

А почему именно меня призвал Господь, думаю, лучше всего спросить об этом Владык камчатских Игнатия и Артемия. Это они от имени Господа благословляли и благословляют мои послушания.

Материал подготовил Артур Белашов.

Фото Валерия Кравченко и из архива автора.

http://pravkamchatka.ru/

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: