Круг общения: трудности подросткового возраста

27.03.2018 11:48:36 (GMT+12)

Круг общения: трудности подросткового возраста
Здравствуйте, друзья!

Здравствуйте, друзья! Трудности воспитания детей-подростков заставили меня вспомнить о том, как я сама переживала в этот непростой период жизни. Трудным он был для меня – это точно, а у родителей и учителей со мной проблем как будто бы не было. Училась хорошо, в сомнительных компаниях не состояла. Видела, как тяжело родителям достаются деньги, жалела их и лишнего не просила. Конфликты дома, конечно, были (а в какой семье их не бывает?), но до рукоприкладства дело не доходило. Папа только грозил когда-нибудь принять крайние меры, проще говоря, выпороть как сидорову козу, но своё обещание ни разу не сдержал.  С просьбой вспомнить себя подростком я обратилась к людям из своего окружения. Надеюсь найти совет, как быть с моими повзрослевшими детьми. Может быть кому-то из читателей чужой опыт воспитания тоже окажется полезным. Чтобы представить все стороны конфликта, я дам слово и молодёжи тоже. Пусть школьницы расскажут, как справляются с проявлениями кризиса, и как их поведение воспринимается в семье.

Екатерина БЕРЕЗКОВА, фея чистоты
Я себя хорошо помню с 14 лет. Училась так себе… не особо... Уроки не прогуливала, да и возможности такой у меня не было. Я ведь не в семье росла, а в интернате. Родители умерли, когда мне было 9 лет. В интернате совсем другие условия. Там и расписание, и режим дня, и круглосуточный надзор. Хочешь-не хочешь, всё равно будешь делать то, что надо. Проблем со сверстниками не было. Был свой круг общения. Мы до сих пор дружим. Двое уехали: одна живёт в Швейцарии, другая в Турции занимается туристическим бизнесом. А ещё двое, я в том числе, остались на Камчатке. У меня есть взрослая дочь и сыновья. С дочкой мы хорошо ладили, а мальчишки лет с 11-и были ужасными оторвами. Бывало, ночей не спишь, психуешь, переживаешь обо всём, а им всё равно - живут своей жизнью. Конечно, я всё старалась контролировать - куда ходят, с кем общаются, но… Мне учиться воспитывать детей было не у кого. Воспитывала, как могла, а рукоприкладства никогда себе не позволяла. Это же страшно дело! Уйдёт ребёнок и всё! Дочку, бывало, гоняла полотенцем. Она до сих пор смеётся, говорит: «Мам, откуда ты всегда знала, что у меня двойки есть, - как только получу, обязательно в дневник заглянешь». Был случай, пошла я в ванную и нашла дневник под полотенцем, заглянула в него, конечно. Дочь сокрушалась, как мне это удаётся: «Нюх у тебя что ли на двойки!» - говорит. Был другой случай. Играла она с детьми во дворе и вдруг как разразится матом на всю улицу. А я как раз с работы шла и дала ей затрещину. Дочь пришла домой вечером, закрылась в ванной и сидит. Спрашиваю её: «Ты кушать-то будешь?». А она из-за двери отвечает: «Не, боюсь. Ой, что сейчас будет?!» А я ей: «Да, ничего не будет, получила уже, поняла, надеюсь».

Сергей ОНИСИМОВ, водитель
Подростком я был очень импульсивным, не видел авторитетов. Я сам был для себя авторитетом. Чувствовал себя самостоятельным. Мной трудно было манипулировать. Свою точку зрения пытались навязать родители, друзья, одноклассники, ни у кого это не получалось. И до сих пор так. Характер закалялся на улице. Я воспитывался в неполной семье. Мама работала, поэтому после школы я был предоставлен сам себе. Домашние дела делал не всегда, из-за этого возникали разные ссоры… Все подростки страдают юношеским максимализмом. Они думают, что уже взрослые, всё могут, но это не так. У меня были приятели, которые уходили из дома, скитались по друзьям, знакомым и снова возвращались к родителям. Когда тебе 13 лет, ты ничего не можешь. Надо что-то кушать, где-то жить. На работу тебя не берут.  У меня пока нет своих детей, но я считаю, что взаимоотношения с родителями должны складываться заранее. Что ты с малых лет вложил в ребёнка, то и получишь. Как говорят в народе: «Что посеешь, то и пожнёшь». У меня есть знакомый, у которого с детства дома были плохие отношения. Родители ничего не предприняли, чтобы поменять его мировоззрение. Все самые отрицательные черты характера закалились и остались. И до сих пор у него часто возникают конфликтные ситуации. Отношения детей и родителей должны быть доверительными, чтобы ребёнок хотел поделиться своими бедами с мамой или папой. А многие дети идут к приятелям. Что хорошего те могут посоветовать, если у них самих нет никакого опыта? Даже не родители, а бабушка самый лайтовый советчик.  

Оксана ВАЛЕНБАХОВА, домохозяйка, бабушка
По-моему, я родителям не очень много хлопот доставляла. Больше всего доставалось маме. Я в ту пору была очень неуверенная в себе и без мамы боялась куда-нибудь пойти. Всё время просила, чтобы она меня сопровождала. А маме хотелось своими делами позаниматься, отдохнуть. Обострение проблемы было в 8 классе, а к 10 классу, когда подросла самооценка, всё прошло. Особых стычек у нас в семье не было. Если и случались ссоры, то они были такие неяркие, что я их не запомнила. А вот когда у меня появились свои дети, мне сполна довелось познать трудности подросткового периода. Сын любил погулять с приятелями всю ночь. Ему это казалось очень романтичным. Ему было невдомёк, что мама дома у окна пьёт валерьянку, падает в обмороки. Ему всё хотелось попробовать: алкоголь, курение. Конечно, я старалась повлиять, достучаться до его сознания, до сердца. Получалось. Иногда доходило и до ремня, но это неэффективный метод. Это больше выплеск напряжённости у мамы. Чаще разговаривала. Иногда приходилось прибегать к помощи авторитетных мужчин: папы, дяди, учителя. А ещё мы вместе ходили к психологу. Сын слушал, как специалист видит его проблему. На этих встречах, он смог посмотреть на себя со стороны и сделать выводы. Сейчас у нас очень хорошие отношения. Сын уже сам стал родителем, а я два года – бабушка.

Виктория МАКЕЕВА, школьница
Я чувствую влияние подросткового возраста. Это проявляется в том, что хочется больше гулять, посещать дополнительные кружки и секции. Про кризис подросткового возраста я точно не знаю, но представляю, что это такое. У подростков часто случаются депрессии не важно из-за чего. Я думаю, что в подростковом возрасте депрессия может начаться из-за чего угодно. Иногда бывает желание поругаться с кем-нибудь, накричать на кого-то. Кроме меня у нас в семье есть ещё двое детей – мои младшие брат и сестра. От того что я становлюсь старше, но не имею у них авторитета, я могу выплеснуть гнев, и от этого между нами случаются ссоры. Этим я огорчаю родителей, но они не ругаются, а объясняют, что так делать не надо, потому я подаю пример маленьким.  И я стараюсь контролировать свои эмоции. Если бы я была на месте родителей, то, думаю, справилась бы с ребёнком-подростком. Если бы на этом месте были мои брат и сестра, им бы терпения точно не хватило. Слишком они непоседливые.

Мирослава ЗАЙЦЕВА, школьница
Мне сейчас 13 лет. О кризисе подросткового возраста я слышала. Иногда меня всё раздражает, иногда я срываюсь на маму. Это чувство накатывает, как волна, а потом внутри как будто что-то щёлкает, и всё проходит. Мама в эти минуты ведёт себя спокойно. Мы можем поссориться, но не кричим друг на друга. А через некоторое время я прошу у неё прощения. Как бы я поступила, будь я на месте мамы, не знаю. Надеюсь, что я тоже смогла бы сдержаться.

Алевтина ВЛАСОВА, завуч учреждения дополнительного образования, психолог
Подростковый возраст был одним из самых тяжёлых периодов в моей жизни. Сегодня я знаю некоторые закономерности и понимаю, почему возникают те или иные сложности. Родителям нужно быть готовым к тому, что у детей с сильным характером и крепким внутренним стержнем, подростковый возраст будет протекать сложнее, чем у их более мягких сверстников. Тут важно установить с ребёнком доверие, понимание, принятие, сделать так, чтобы у него не было необходимости искать всё это в других местах. У меня был крутой нрав. Я всегда стремилась отстоять свою позицию. Я прошла все субкультуры, потому что искала место, где меня будут понимать. А родителям часто не нравились мои увлечения, моё окружение, мой внешний вид. Наши представления по многим позициям сильно расходились. И только, когда мама и папа увидели, что я не позволяю себе лишнего, хорошо учусь в университете, они поняли, что мне можно доверять. Тогда наши отношения стали налаживаться. Теперь мы хорошо общаемся, но тот период был очень тяжёлым для всех нас.  

P.s. Знаю, как тяжело обнажать свою душу, поэтому благодарю всех участников этого опроса за откровенность.

В эти дни наш покой поколебала череда детских смертей. Сначала в Петропавловске-Камчатском в пожаре на улице Новотранспортной погибли две девочки 3 и 9 лет, в след за этим под ледяной глыбой на улице Войцешека не стало трёхлетней малышки, а потом - трагедия в Кемерово, где по последним данным погибло 64 человека, среди них очень много детей. Всё остальное меркнет на фоне этих бед. Становится очевидным, как мы беззащитны перед стихией, перед чужим разгильдяйством и халатностью. Уважаемые читатели, желаю всем нам не тратить свою жизнь на склоки. Все семейные разногласия победит любовь. Давайте почаще говорить нашим близким о том, как мы их любим.

Опрос проводила Дина БУРМИНА.

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: