06.12.2019 10:54:03 (GMT+12)
В течение последних четырех лет ситуация с ценообразованием на рынке производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции в регионе складывалась неоднозначно.
За период с 2016 года по сентябрь 2019 года в производстве пищевых продуктов цены предприятий-производителей Камчатского края увеличились на 12%, при этом максимальный рост цен был отмечен в 2018 году – на 5%. В данном сегменте наибольшее повышение цен товаропроизводителей зафиксировано в производстве напитков (на 31%), в производстве молочной продукции, переработке и консервировании мяса и мясной пищевой продукции (на 19%), в переработке и консервировании рыбы, ракообразных и моллюсков (на 12%).
За анализируемый период наиболее высокие темпы роста цен предприятий-производителей отмечены на следующие виды промышленной продукции: воды минеральные природные питьевые повысились в цене на 45%, колбасы (колбаски) сырокопченые мясные – на 44%, рыба мороженая – на 43%, напитки безалкогольные прочие – на 38%, творог от 12% до 18% жирности – на 31%, пиво, кроме отходов пивоварения – на 28%, колбасы (колбаски) полукопченые мясные – на 23%, творог от 4% до 11% жирности и сметана – на 21%-22%, изделия хлебобулочные из пшеничной муки, колбасы (колбаски) варено-копченые мясные, рыба соленая или в рассоле – на 20%, изделия мучные кондитерские, торты и пирожные недлительного хранении – на 19%, колбасы (колбаски) вареные мясные – на 17%. В меньшей степени подорожали изделия хлебобулочные из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки (на 13%), продукты кисломолочные (кроме сметаны), мука кормовая (тонкого и грубого помола) и гранулы из рыбы (на 14%), изделия хлебобулочные сдобные (на 15%), молоко питьевое пастеризованное (на 16%).
За период с 2016 года по сентябрь 2019 года цены реализации предприятиями-производителями сельскохозяйственной продукции в регионе выросли на 12%, в том числе цены на продукцию растениеводства увеличились на 15%, на продукцию животноводства – на 12%. Цены реализации картофеля увеличились на 16%; овощи подорожали на 12%, из них капуста возросла в цене в 1,5 раза, морковь столовая и свекла столовая подешевели на 2%. Цены реализации молока выросли на 16%, при этом средние потребительские цены на молоко питьевое возросли на 20%.
Рост цен производителей промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции предопределяет повышение потребительских цен. За период с 2016 года по сентябрь 2019 года индекс потребительских цен по Камчатскому краю составил 113,8%, в том числе на продовольственные товары – 115,5%, из них на продукты питания – 114,9% (по Российской Федерации за аналогичный период индекс потребительских цен составил 115,2%; 112%; 112%, соответственно).
В рыночной экономике розничная цена, как конечная стоимость продаваемого товара, выступает основным регулятором рынка товаров массового потребления и включает следующие составляющие: себестоимость произведенной продукции, прибыль предприятий-производителей, акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, сбытовую надбавку оптового посредника, торговую надбавку организации розничной торговли. Наибольший удельный вес в себестоимости продукции камчатских предприятий-товаропроизводителей составляет стоимость использования сырья и материалов. Так, в 2018 году (по данным выборочного обследования структуры розничных цен на отдельные виды про-довольственных товаров) доля стоимости сырья и основных материалов (за вычетом возвратных отходов) в структуре отпускных цен отдельных видов продовольственных товаров предприятий составляла от 19% до 50%, по некоторым видам пищевых продуктов – от 51% до 63%. Доля себестоимости промышленного производства, включая коммерческие расходы, сложилась в пределах от 22% до 59%, у отдельных организаций – от 60% до 65%. Доля налога на добавленную стоимость, акцизы и другие виды налогов определилась в размере от 5% до 9%.
На величину розничной цены товара значительно влияет размер торговой надбавки, которая самостоятельно устанавливается торговой организацией и зависит от количества конкурентов, качества продукции, уровня потребительского спроса, платежеспособности населения и др. Так, в 2018 году по данным выборочного обследования структуры розничных цен доля торговой надбавки организаций розничной торговли, включая налог на добавленную стоимость, составляла от 9% до 25%. Из нее удельный вес затрат организаций по приобретению, доставке и продаже товаров определился в пределах от 7% до 12%.
Камчатстат
За период с 2016 года по сентябрь 2019 года в производстве пищевых продуктов цены предприятий-производителей Камчатского края увеличились на 12%, при этом максимальный рост цен был отмечен в 2018 году – на 5%. В данном сегменте наибольшее повышение цен товаропроизводителей зафиксировано в производстве напитков (на 31%), в производстве молочной продукции, переработке и консервировании мяса и мясной пищевой продукции (на 19%), в переработке и консервировании рыбы, ракообразных и моллюсков (на 12%).
За анализируемый период наиболее высокие темпы роста цен предприятий-производителей отмечены на следующие виды промышленной продукции: воды минеральные природные питьевые повысились в цене на 45%, колбасы (колбаски) сырокопченые мясные – на 44%, рыба мороженая – на 43%, напитки безалкогольные прочие – на 38%, творог от 12% до 18% жирности – на 31%, пиво, кроме отходов пивоварения – на 28%, колбасы (колбаски) полукопченые мясные – на 23%, творог от 4% до 11% жирности и сметана – на 21%-22%, изделия хлебобулочные из пшеничной муки, колбасы (колбаски) варено-копченые мясные, рыба соленая или в рассоле – на 20%, изделия мучные кондитерские, торты и пирожные недлительного хранении – на 19%, колбасы (колбаски) вареные мясные – на 17%. В меньшей степени подорожали изделия хлебобулочные из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки (на 13%), продукты кисломолочные (кроме сметаны), мука кормовая (тонкого и грубого помола) и гранулы из рыбы (на 14%), изделия хлебобулочные сдобные (на 15%), молоко питьевое пастеризованное (на 16%).
За период с 2016 года по сентябрь 2019 года цены реализации предприятиями-производителями сельскохозяйственной продукции в регионе выросли на 12%, в том числе цены на продукцию растениеводства увеличились на 15%, на продукцию животноводства – на 12%. Цены реализации картофеля увеличились на 16%; овощи подорожали на 12%, из них капуста возросла в цене в 1,5 раза, морковь столовая и свекла столовая подешевели на 2%. Цены реализации молока выросли на 16%, при этом средние потребительские цены на молоко питьевое возросли на 20%.
Рост цен производителей промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции предопределяет повышение потребительских цен. За период с 2016 года по сентябрь 2019 года индекс потребительских цен по Камчатскому краю составил 113,8%, в том числе на продовольственные товары – 115,5%, из них на продукты питания – 114,9% (по Российской Федерации за аналогичный период индекс потребительских цен составил 115,2%; 112%; 112%, соответственно).
В рыночной экономике розничная цена, как конечная стоимость продаваемого товара, выступает основным регулятором рынка товаров массового потребления и включает следующие составляющие: себестоимость произведенной продукции, прибыль предприятий-производителей, акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, сбытовую надбавку оптового посредника, торговую надбавку организации розничной торговли. Наибольший удельный вес в себестоимости продукции камчатских предприятий-товаропроизводителей составляет стоимость использования сырья и материалов. Так, в 2018 году (по данным выборочного обследования структуры розничных цен на отдельные виды про-довольственных товаров) доля стоимости сырья и основных материалов (за вычетом возвратных отходов) в структуре отпускных цен отдельных видов продовольственных товаров предприятий составляла от 19% до 50%, по некоторым видам пищевых продуктов – от 51% до 63%. Доля себестоимости промышленного производства, включая коммерческие расходы, сложилась в пределах от 22% до 59%, у отдельных организаций – от 60% до 65%. Доля налога на добавленную стоимость, акцизы и другие виды налогов определилась в размере от 5% до 9%.
На величину розничной цены товара значительно влияет размер торговой надбавки, которая самостоятельно устанавливается торговой организацией и зависит от количества конкурентов, качества продукции, уровня потребительского спроса, платежеспособности населения и др. Так, в 2018 году по данным выборочного обследования структуры розничных цен доля торговой надбавки организаций розничной торговли, включая налог на добавленную стоимость, составляла от 9% до 25%. Из нее удельный вес затрат организаций по приобретению, доставке и продаже товаров определился в пределах от 7% до 12%.
Камчатстат