22.07.2020 17:09:46 (GMT+12)
Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Документ стал новым целевым ориентиром для властей после указа «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», который также называли «майским указом». Новый документ отчасти продлевает определенные ранее цели, отчасти усиливает их и определяет новые.
Чем отличается «июльский» указ от «майского», от каких целей после пандемии пришлось отказаться и когда будут скорректированы паспорта национальных проектов, выясняли корреспонденты портала «Будущее России. Национальные проекты».
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ
«Майский указ» Президента был опубликован в день инаугурации Путина, 7 мая 2018 года, и стал ключевым программным документом, определившим перспективы развития страны до 2024 года, то есть через шесть лет с начала президентского срока. Эксперты называли эти цели крайне амбициозными: повышение средней продолжительности жизни до 78 лет, снижение в два раза уровня бедности, улучшение жилищных условий для не менее 5 млн россиян в год, ускорение технологического развития и вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира.
Национальные цели дали старт самому масштабному и системному инструменту исполнения задач в современной истории — двенадцати национальным проектам и Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Паспорта проектов не только фиксировали цели, но и распределяли их по годам, определяли инструменты их достижения, стоимость и всех ответственных за исполнение лиц.
Объединял все тринадцать документов фокус на человеке и его потребностях: от медицины и образования до качественных дорог, уровня заработной платы и доступа к IT-ресурсам. «Еще раз хочу подчеркнуть: в центре всех наших решений, планов, программ должен находиться человек», — напоминал Путин 13 июля, открывая совещание по нацпроектам. Эпидемия коронавируса изменила социально-экономические условия и потребовала от властей корректировки целей, «заглянуть за нынешний горизонт планирования национальных целей и проектов, то есть за 2024 год, и уже сейчас в развитие поставленных целей определить общенациональные задачи на предстоящее десятилетие», отмечал Президент.
Участники этого совещания искали способ скорректировать прежние цели с учетом новой постпандемийной реальности. Тогда же Путин поручил администрации Президента сформулировать новый указ, продлевающий национальные цели развития до 2030 года.
Этот указ не просто продлевает сроки реализации прежних целей — он их отчасти усиливает. Так, цели «майского указа» — по обеспечению естественного роста численности россиян, или по повышению продолжительности жизни — остаются, но теперь становятся показателями, относящимися к новой национальной цели — «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Другие цели нового указа — появление возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровая трансформация.
«Обозначенные в указе цели говорят о том, что, российские власти не планируют, несмотря на сложившийся экономический и коронавирусный кризис, отказываться от поставленных ранее приоритетов развития страны. Национальные проекты напрямую связаны с целями развития России и будут оставаться главным инструментом их достижения», — сказала генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина. «Цели прописаны с учетом основных личных приоритетов граждан: все блоки целей сформулированы с максимальным вниманием к человеку, к улучшению всех аспектов его жизни. Важным фактором достижения национальных целей и успешной реализации национальных проектов становится информирование об их возможностях, о том, что может получить, а что сделать каждый», — добавила она.
РЕФОРМА СОЦИАЛЬНОГО БЛОКА
Члены правительства ранее беспокоились, получится ли исполнить прежние цели в постпандемийном мире? Особенно волновалась за показатель продолжительности жизни куратор сразу четырех нацпроектов вице-премьер Татьяна Голикова. «Уже сегодня имеющиеся наблюдения о влиянии коронавирусной инфекции на сердечно-сосудистую и репродуктивную системы заставляет нас очень осторожно относиться к оптимистичным показателям по ожидаемой продолжительности жизни, но я хочу подтвердить, что мы продолжим активно эту работу и будем наращивать усилия в этом направлении», — докладывала она Путину на совещании. Президент вице-премьера услышал: сегодняшним указом целевой показатель средней продолжительности жизни россиян сдвинулся «вправо» — до 78 лет в 2030 году. Вместе с тем показатель численности граждан, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, вырос — с 55% россиян к 2024 году до 70% в 2030 году. Сохранилась (но с изменением сроков) цель по сокращению вдвое уровня бедности в стране.
«Показатель продолжительности жизни населения зависит от различных факторов, в том числе от снижения смертности. Большой резерв здесь находится в снижении смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, коррекции поведенческих факторов риска», — сообщил порталу помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов. По его словам, осенью Минздрав России подготовит предложения, как этого достичь. «К октябрю мы проработаем механизмы достижения этой цели и предложим соответствующие решения», — уточнил он.
Ключевые цели развития образования в новом указе сохранены, по некоторым целям (например, войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования) сроки перенесены также на 2030 год. Неизменными остались пункты о формировании эффективной системы развития способностей и талантов у детей, а также о культурно-нравственном воспитании.
Снизились целевые показатели нацпроекта «Наука»: если ранее ключевой целью было обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира по научным исследованиям и разработкам, то теперь задача немного другая — обеспечить присутствие России в десятке ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.
Как ранее отмечала вице-премьер РФ Татьяна Голикова, внимание государства будет сконцентрировано на обеспечении школ, особенно в сельской местности, необходимым оборудованием и на повышении квалификации учителей. Уже с этого года в рамках нацпроекта «Образование» будет запущен новый проект «500+», который будет направлен на оказание адресной помощи школам, имеющим трудности с предметной и методической подготовкой.
Изменились и планы по доле граждан, вовлеченных в волонтерскую деятельность: в новом указе президента ожидается увидеть в роли волонтеров до 15% россиян к 2030 году, в то время как ранее предполагалось, что их число к 2024 году будет не менее 20%.
Особое внимание при этом уделяется важности культуры в развитии человека: согласно указу, посещаемость культурных мероприятий к 2030 году должна вырасти в три раза по сравнению с показателем 2019 года. Изначально в паспорте нацпроекта «Культура» был прописан целевой показатель увеличения посещаемости учреждений культуры на 15% к 2024 году. Однако на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам вице-премьер Дмитрий Чернышенко анонсировал планы удвоить эти цифры к 2024 и утроить — к 2030. Ранее Минкультуры РФ предлагало пересмотреть этот показатель в августе 2020 года в связи с пандемией коронавируса, которая существенно затронула культурную сферу, ведь большинство массовых мероприятий были отменены или перенесены в онлайн.
Коррективы также коснутся подраздела культурного нацпроекта «Творческие люди», в рамках которого планировалось создать к 2024 году базу волонтеров культуры в количестве 100 тысяч человек. Уже в 2019 году ряды добровольцев пополнили почти 43 тысячи граждан. Из нового указа президента следует, что увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских организаций, должно достигнуть 15% к 2030 году.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛОКОМОТИВ
Цель по доведению доли качественных дорог в городских агломерациях до 85% также сдвинута с 2024 года на 2030 год. Базовым уровнем выступает 2019 год, в котором доля качественных городских дорог составила 46%, к 2021 году ранее планировалось довести ее уже до 60%. Впрочем, как отмечал министр транспорта Евгений Дитрих, уже по итогам 2019 года субъекты РФ оценивали показатель в 60%.
Курирующий транспорт вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что правительство планирует на год ускорить строительные работы в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и может завершить их уже в 2023 году. Соответствующие шаги даже были включены в проект общенационального плана восстановления экономики РФ. Регионам обещали выделить 100 млрд рублей на перевыполнение целей нацпроекта, причем 44 млрд из них уже выделены. И, как говорил Хуснуллин, 69 регионов идут с опережением плановых показателей нацпроекта.
Новые цели в аппарате вице-премьера и в Минтрансе РФ не прокомментировали. Как отмечает эксперт Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при правительстве Сергей Караваев, показатель в 100% повсеместно не достижим. «Определенная часть улиц и дорог ежегодно будет находиться в ремонте или реконструкции», — пояснил он. Поэтому к 2030 г. действительно можно ожидать сохранение нормативного состояния улично-дорожной сети агломераций на уровне выше 85% (в новом указе — не менее 85%), при этом для отдельных из них данный показатель будет выше. По мнению эксперта, объемы дорожных работ могут даже вырасти, как за счет увеличения числа агломераций, так и роста их границ.
Ключевой параметр нацпроекта «Жилье и городская среда» — улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год — остается неизменным и переносится новым указом на 2030 год. Зато стала более четкой и масштабной цель по улучшению качества городской среды в полтора раза. Прежде этот показатель заменяли другие параметры — достичь «кардинального повышения» комфортности городской среды и повысить индекс городской среды на 30%.
Задачи, лежащие в основе нацпроекта «Экология», в свою очередь, усилились. Так, если раньше «майский указ» обязывал сформировать систему обращения с твердыми коммунальными отходами, то в новом указе речь идет о создании устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, «обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100%» и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза. Также вдвое к 2030 году должны быть снижены выбросы опасных загрязняющих веществ и ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного вреда окружающей среде, проведено экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.
Появились новые задачи и по линии цифрового развития страны. Цель по распространению широкополосного интернета на 97% домохозяйств сохранена и перенесена на 2030 год, но при этом появляется новая задача — увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%. Пандемия, говорили участники президентских совещаний, оказала стимулирующее воздействие на IT-отрасль. Теперь в правительстве готовят стимулирующий налоговый маневр для технологических компаний и рассчитывают на взрывной рост этого направления экономики.
К 2030 года также должна быть достигнута «цифровая зрелость» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления, говорится в указе. Кроме того, в четыре раза по сравнению с уровнем 2019 года должен увеличиться объем вложений «в отечественные решения в сфере информационных технологий».
ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
К 2030 году ставятся задачи обеспечить темпы роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового, устойчивый рост доходов населения и уровень пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции, а также реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года. Сохраняется и ориентир на экспорт, но с поправкой. Если прежде объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в 2024 году должен был составить 250 млрд долларов, то теперь задача масштабируется на десятилетие — достичь роста экспорта не менее чем на 70% по сравнению с показателем 2020 года.
Отдельно прописана цель по увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек. «Показатель в 25 млн человек в малый бизнес достаточно амбициозный, мы никак не можем преодолеть планку в 18-19 млн человек. Причем это легальный бизнес. Это не только привлечение большого числа людей в предпринимательство, но и „обеление“ людей», — считает глава организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. По его словам, во многом показатель в 25 млн человек будет достигнут за счет увеличения числа самозанятых граждан. Калинин также отметил, что для этой цели важно продолжать начатую в 2019 году программу по популяризации и акселерации предпринимательства.
Правительству указом поручено до конца октября текущего года скорректировать национальные проекты, приведя их в соответствие с указом, а также разработать единый план по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
«По нашим оценкам, экономика РФ сможет вернуться к росту в перспективе первого полугодия 2022 года. Если в 2021 году темы роста экономики даже с учетом „низкой базы“ 2020 года составят менее 2,5-4%, процесс возвращения экономики РФ на траекторию роста может растянуться до конца 2022 года. Ожидаем, что восстановление экономики РФ займет от 1,5 до 2,5-3 лет», — оценил последствия пандемии в беседе с порталом «Будущее России. Национальные проекты» экономист «БКС Премьер» Антон Покатович. По его словам, сдвиг сроков реализация нацпроектов «вправо» был неизбежен в текущих условиях. «Основной лейтмотив властей по ускорению экономического роста РФ не претерпел значимых изменений — государство будет финансировать крупные проекты, в том числе и инфраструктуру, в надежде на то, что данные вливания госинвестиций приведут как к росту деловой активности во многих отраслях, так и транслируются в поддержку потребительского спроса в перспективе», — говорит эксперт, отмечая также, что часть средств бюджета будет направляться на поддержку социальной сферы. «Полагаем, что акцент на поддержку социальной сферы и потребительского спроса должен сохраняться на более длительном временном промежутке», — добавляют в «БКС Премьер».
(ТАСС).
Чем отличается «июльский» указ от «майского», от каких целей после пандемии пришлось отказаться и когда будут скорректированы паспорта национальных проектов, выясняли корреспонденты портала «Будущее России. Национальные проекты».
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ
«Майский указ» Президента был опубликован в день инаугурации Путина, 7 мая 2018 года, и стал ключевым программным документом, определившим перспективы развития страны до 2024 года, то есть через шесть лет с начала президентского срока. Эксперты называли эти цели крайне амбициозными: повышение средней продолжительности жизни до 78 лет, снижение в два раза уровня бедности, улучшение жилищных условий для не менее 5 млн россиян в год, ускорение технологического развития и вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира.
Национальные цели дали старт самому масштабному и системному инструменту исполнения задач в современной истории — двенадцати национальным проектам и Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Паспорта проектов не только фиксировали цели, но и распределяли их по годам, определяли инструменты их достижения, стоимость и всех ответственных за исполнение лиц.
Объединял все тринадцать документов фокус на человеке и его потребностях: от медицины и образования до качественных дорог, уровня заработной платы и доступа к IT-ресурсам. «Еще раз хочу подчеркнуть: в центре всех наших решений, планов, программ должен находиться человек», — напоминал Путин 13 июля, открывая совещание по нацпроектам. Эпидемия коронавируса изменила социально-экономические условия и потребовала от властей корректировки целей, «заглянуть за нынешний горизонт планирования национальных целей и проектов, то есть за 2024 год, и уже сейчас в развитие поставленных целей определить общенациональные задачи на предстоящее десятилетие», отмечал Президент.
Участники этого совещания искали способ скорректировать прежние цели с учетом новой постпандемийной реальности. Тогда же Путин поручил администрации Президента сформулировать новый указ, продлевающий национальные цели развития до 2030 года.
Этот указ не просто продлевает сроки реализации прежних целей — он их отчасти усиливает. Так, цели «майского указа» — по обеспечению естественного роста численности россиян, или по повышению продолжительности жизни — остаются, но теперь становятся показателями, относящимися к новой национальной цели — «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Другие цели нового указа — появление возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровая трансформация.
«Обозначенные в указе цели говорят о том, что, российские власти не планируют, несмотря на сложившийся экономический и коронавирусный кризис, отказываться от поставленных ранее приоритетов развития страны. Национальные проекты напрямую связаны с целями развития России и будут оставаться главным инструментом их достижения», — сказала генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина. «Цели прописаны с учетом основных личных приоритетов граждан: все блоки целей сформулированы с максимальным вниманием к человеку, к улучшению всех аспектов его жизни. Важным фактором достижения национальных целей и успешной реализации национальных проектов становится информирование об их возможностях, о том, что может получить, а что сделать каждый», — добавила она.
РЕФОРМА СОЦИАЛЬНОГО БЛОКА
Члены правительства ранее беспокоились, получится ли исполнить прежние цели в постпандемийном мире? Особенно волновалась за показатель продолжительности жизни куратор сразу четырех нацпроектов вице-премьер Татьяна Голикова. «Уже сегодня имеющиеся наблюдения о влиянии коронавирусной инфекции на сердечно-сосудистую и репродуктивную системы заставляет нас очень осторожно относиться к оптимистичным показателям по ожидаемой продолжительности жизни, но я хочу подтвердить, что мы продолжим активно эту работу и будем наращивать усилия в этом направлении», — докладывала она Путину на совещании. Президент вице-премьера услышал: сегодняшним указом целевой показатель средней продолжительности жизни россиян сдвинулся «вправо» — до 78 лет в 2030 году. Вместе с тем показатель численности граждан, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, вырос — с 55% россиян к 2024 году до 70% в 2030 году. Сохранилась (но с изменением сроков) цель по сокращению вдвое уровня бедности в стране.
«Показатель продолжительности жизни населения зависит от различных факторов, в том числе от снижения смертности. Большой резерв здесь находится в снижении смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, коррекции поведенческих факторов риска», — сообщил порталу помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов. По его словам, осенью Минздрав России подготовит предложения, как этого достичь. «К октябрю мы проработаем механизмы достижения этой цели и предложим соответствующие решения», — уточнил он.
Ключевые цели развития образования в новом указе сохранены, по некоторым целям (например, войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования) сроки перенесены также на 2030 год. Неизменными остались пункты о формировании эффективной системы развития способностей и талантов у детей, а также о культурно-нравственном воспитании.
Снизились целевые показатели нацпроекта «Наука»: если ранее ключевой целью было обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира по научным исследованиям и разработкам, то теперь задача немного другая — обеспечить присутствие России в десятке ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.
Как ранее отмечала вице-премьер РФ Татьяна Голикова, внимание государства будет сконцентрировано на обеспечении школ, особенно в сельской местности, необходимым оборудованием и на повышении квалификации учителей. Уже с этого года в рамках нацпроекта «Образование» будет запущен новый проект «500+», который будет направлен на оказание адресной помощи школам, имеющим трудности с предметной и методической подготовкой.
Изменились и планы по доле граждан, вовлеченных в волонтерскую деятельность: в новом указе президента ожидается увидеть в роли волонтеров до 15% россиян к 2030 году, в то время как ранее предполагалось, что их число к 2024 году будет не менее 20%.
Особое внимание при этом уделяется важности культуры в развитии человека: согласно указу, посещаемость культурных мероприятий к 2030 году должна вырасти в три раза по сравнению с показателем 2019 года. Изначально в паспорте нацпроекта «Культура» был прописан целевой показатель увеличения посещаемости учреждений культуры на 15% к 2024 году. Однако на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам вице-премьер Дмитрий Чернышенко анонсировал планы удвоить эти цифры к 2024 и утроить — к 2030. Ранее Минкультуры РФ предлагало пересмотреть этот показатель в августе 2020 года в связи с пандемией коронавируса, которая существенно затронула культурную сферу, ведь большинство массовых мероприятий были отменены или перенесены в онлайн.
Коррективы также коснутся подраздела культурного нацпроекта «Творческие люди», в рамках которого планировалось создать к 2024 году базу волонтеров культуры в количестве 100 тысяч человек. Уже в 2019 году ряды добровольцев пополнили почти 43 тысячи граждан. Из нового указа президента следует, что увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских организаций, должно достигнуть 15% к 2030 году.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛОКОМОТИВ
Цель по доведению доли качественных дорог в городских агломерациях до 85% также сдвинута с 2024 года на 2030 год. Базовым уровнем выступает 2019 год, в котором доля качественных городских дорог составила 46%, к 2021 году ранее планировалось довести ее уже до 60%. Впрочем, как отмечал министр транспорта Евгений Дитрих, уже по итогам 2019 года субъекты РФ оценивали показатель в 60%.
Курирующий транспорт вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что правительство планирует на год ускорить строительные работы в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и может завершить их уже в 2023 году. Соответствующие шаги даже были включены в проект общенационального плана восстановления экономики РФ. Регионам обещали выделить 100 млрд рублей на перевыполнение целей нацпроекта, причем 44 млрд из них уже выделены. И, как говорил Хуснуллин, 69 регионов идут с опережением плановых показателей нацпроекта.
Новые цели в аппарате вице-премьера и в Минтрансе РФ не прокомментировали. Как отмечает эксперт Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при правительстве Сергей Караваев, показатель в 100% повсеместно не достижим. «Определенная часть улиц и дорог ежегодно будет находиться в ремонте или реконструкции», — пояснил он. Поэтому к 2030 г. действительно можно ожидать сохранение нормативного состояния улично-дорожной сети агломераций на уровне выше 85% (в новом указе — не менее 85%), при этом для отдельных из них данный показатель будет выше. По мнению эксперта, объемы дорожных работ могут даже вырасти, как за счет увеличения числа агломераций, так и роста их границ.
Ключевой параметр нацпроекта «Жилье и городская среда» — улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год — остается неизменным и переносится новым указом на 2030 год. Зато стала более четкой и масштабной цель по улучшению качества городской среды в полтора раза. Прежде этот показатель заменяли другие параметры — достичь «кардинального повышения» комфортности городской среды и повысить индекс городской среды на 30%.
Задачи, лежащие в основе нацпроекта «Экология», в свою очередь, усилились. Так, если раньше «майский указ» обязывал сформировать систему обращения с твердыми коммунальными отходами, то в новом указе речь идет о создании устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, «обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100%» и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза. Также вдвое к 2030 году должны быть снижены выбросы опасных загрязняющих веществ и ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного вреда окружающей среде, проведено экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.
Появились новые задачи и по линии цифрового развития страны. Цель по распространению широкополосного интернета на 97% домохозяйств сохранена и перенесена на 2030 год, но при этом появляется новая задача — увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%. Пандемия, говорили участники президентских совещаний, оказала стимулирующее воздействие на IT-отрасль. Теперь в правительстве готовят стимулирующий налоговый маневр для технологических компаний и рассчитывают на взрывной рост этого направления экономики.
К 2030 года также должна быть достигнута «цифровая зрелость» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления, говорится в указе. Кроме того, в четыре раза по сравнению с уровнем 2019 года должен увеличиться объем вложений «в отечественные решения в сфере информационных технологий».
ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
К 2030 году ставятся задачи обеспечить темпы роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового, устойчивый рост доходов населения и уровень пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции, а также реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года. Сохраняется и ориентир на экспорт, но с поправкой. Если прежде объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в 2024 году должен был составить 250 млрд долларов, то теперь задача масштабируется на десятилетие — достичь роста экспорта не менее чем на 70% по сравнению с показателем 2020 года.
Отдельно прописана цель по увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек. «Показатель в 25 млн человек в малый бизнес достаточно амбициозный, мы никак не можем преодолеть планку в 18-19 млн человек. Причем это легальный бизнес. Это не только привлечение большого числа людей в предпринимательство, но и „обеление“ людей», — считает глава организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. По его словам, во многом показатель в 25 млн человек будет достигнут за счет увеличения числа самозанятых граждан. Калинин также отметил, что для этой цели важно продолжать начатую в 2019 году программу по популяризации и акселерации предпринимательства.
Правительству указом поручено до конца октября текущего года скорректировать национальные проекты, приведя их в соответствие с указом, а также разработать единый план по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
«По нашим оценкам, экономика РФ сможет вернуться к росту в перспективе первого полугодия 2022 года. Если в 2021 году темы роста экономики даже с учетом „низкой базы“ 2020 года составят менее 2,5-4%, процесс возвращения экономики РФ на траекторию роста может растянуться до конца 2022 года. Ожидаем, что восстановление экономики РФ займет от 1,5 до 2,5-3 лет», — оценил последствия пандемии в беседе с порталом «Будущее России. Национальные проекты» экономист «БКС Премьер» Антон Покатович. По его словам, сдвиг сроков реализация нацпроектов «вправо» был неизбежен в текущих условиях. «Основной лейтмотив властей по ускорению экономического роста РФ не претерпел значимых изменений — государство будет финансировать крупные проекты, в том числе и инфраструктуру, в надежде на то, что данные вливания госинвестиций приведут как к росту деловой активности во многих отраслях, так и транслируются в поддержку потребительского спроса в перспективе», — говорит эксперт, отмечая также, что часть средств бюджета будет направляться на поддержку социальной сферы. «Полагаем, что акцент на поддержку социальной сферы и потребительского спроса должен сохраняться на более длительном временном промежутке», — добавляют в «БКС Премьер».
(ТАСС).