«Вверх и вправо»: как изменились национальные цели развития в новом указе Владимира Путина

22.07.2020 17:09:46 (GMT+12)

«Вверх и вправо»: как изменились национальные цели развития в новом указе Владимира Путина
Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Документ стал новым целевым ориентиром для властей после указа «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», который также называли «майским указом». Новый документ отчасти продлевает определенные ранее цели, отчасти усиливает их и определяет новые.

Чем отличается «июльский» указ от «майского», от каких целей после пандемии пришлось отказаться и когда будут скорректированы паспорта национальных проектов, выясняли корреспонденты портала «Будущее России. Национальные проекты».

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ

«Майский указ» Президента был опубликован в день инаугурации Путина, 7 мая 2018 года, и стал ключевым программным документом, определившим перспективы развития страны до 2024 года, то есть через шесть лет с начала президентского срока. Эксперты называли эти цели крайне амбициозными: повышение средней продолжительности жизни до 78 лет, снижение в два раза уровня бедности, улучшение жилищных условий для не менее 5 млн россиян в год, ускорение технологического развития и вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира.

Национальные цели дали старт самому масштабному и системному инструменту исполнения задач в современной истории — двенадцати национальным проектам и Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Паспорта проектов не только фиксировали цели, но и распределяли их по годам, определяли инструменты их достижения, стоимость и всех ответственных за исполнение лиц.

Объединял все тринадцать документов фокус на человеке и его потребностях: от медицины и образования до качественных дорог, уровня заработной платы и доступа к IT-ресурсам. «Еще раз хочу подчеркнуть: в центре всех наших решений, планов, программ должен находиться человек», — напоминал Путин 13 июля, открывая совещание по нацпроектам. Эпидемия коронавируса изменила социально-экономические условия и потребовала от властей корректировки целей, «заглянуть за нынешний горизонт планирования национальных целей и проектов, то есть за 2024 год, и уже сейчас в развитие поставленных целей определить общенациональные задачи на предстоящее десятилетие», отмечал Президент.

Участники этого совещания искали способ скорректировать прежние цели с учетом новой постпандемийной реальности. Тогда же Путин поручил администрации Президента сформулировать новый указ, продлевающий национальные цели развития до 2030 года.

Этот указ не просто продлевает сроки реализации прежних целей — он их отчасти усиливает. Так, цели «майского указа» — по обеспечению естественного роста численности россиян, или по повышению продолжительности жизни — остаются, но теперь становятся показателями, относящимися к новой национальной цели — «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Другие цели нового указа — появление возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровая трансформация.

«Обозначенные в указе цели говорят о том, что, российские власти не планируют, несмотря на сложившийся экономический и коронавирусный кризис, отказываться от поставленных ранее приоритетов развития страны. Национальные проекты напрямую связаны с целями развития России и будут оставаться главным инструментом их достижения», — сказала генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина. «Цели прописаны с учетом основных личных приоритетов граждан: все блоки целей сформулированы с максимальным вниманием к человеку, к улучшению всех аспектов его жизни. Важным фактором достижения национальных целей и успешной реализации национальных проектов становится информирование об их возможностях, о том, что может получить, а что сделать каждый», — добавила она.

РЕФОРМА СОЦИАЛЬНОГО БЛОКА

Члены правительства ранее беспокоились, получится ли исполнить прежние цели в постпандемийном мире? Особенно волновалась за показатель продолжительности жизни куратор сразу четырех нацпроектов вице-премьер Татьяна Голикова. «Уже сегодня имеющиеся наблюдения о влиянии коронавирусной инфекции на сердечно-сосудистую и репродуктивную системы заставляет нас очень осторожно относиться к оптимистичным показателям по ожидаемой продолжительности жизни, но я хочу подтвердить, что мы продолжим активно эту работу и будем наращивать усилия в этом направлении», — докладывала она Путину на совещании. Президент вице-премьера услышал: сегодняшним указом целевой показатель средней продолжительности жизни россиян сдвинулся «вправо» — до 78 лет в 2030 году. Вместе с тем показатель численности граждан, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, вырос — с 55% россиян к 2024 году до 70% в 2030 году. Сохранилась (но с изменением сроков) цель по сокращению вдвое уровня бедности в стране.

«Показатель продолжительности жизни населения зависит от различных факторов, в том числе от снижения смертности. Большой резерв здесь находится в снижении смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, коррекции поведенческих факторов риска», — сообщил порталу помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов. По его словам, осенью Минздрав России подготовит предложения, как этого достичь. «К октябрю мы проработаем механизмы достижения этой цели и предложим соответствующие решения», — уточнил он.

Ключевые цели развития образования в новом указе сохранены, по некоторым целям (например, войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования) сроки перенесены также на 2030 год. Неизменными остались пункты о формировании эффективной системы развития способностей и талантов у детей, а также о культурно-нравственном воспитании.

Снизились целевые показатели нацпроекта «Наука»: если ранее ключевой целью было обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира по научным исследованиям и разработкам, то теперь задача немного другая — обеспечить присутствие России в десятке ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.

Как ранее отмечала вице-премьер РФ Татьяна Голикова, внимание государства будет сконцентрировано на обеспечении школ, особенно в сельской местности, необходимым оборудованием и на повышении квалификации учителей. Уже с этого года в рамках нацпроекта «Образование» будет запущен новый проект «500+», который будет направлен на оказание адресной помощи школам, имеющим трудности с предметной и методической подготовкой.

Изменились и планы по доле граждан, вовлеченных в волонтерскую деятельность: в новом указе президента ожидается увидеть в роли волонтеров до 15% россиян к 2030 году, в то время как ранее предполагалось, что их число к 2024 году будет не менее 20%.

Особое внимание при этом уделяется важности культуры в развитии человека: согласно указу, посещаемость культурных мероприятий к 2030 году должна вырасти в три раза по сравнению с показателем 2019 года. Изначально в паспорте нацпроекта «Культура» был прописан целевой показатель увеличения посещаемости учреждений культуры на 15% к 2024 году. Однако на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам вице-премьер Дмитрий Чернышенко анонсировал планы удвоить эти цифры к 2024 и утроить — к 2030. Ранее Минкультуры РФ предлагало пересмотреть этот показатель в августе 2020 года в связи с пандемией коронавируса, которая существенно затронула культурную сферу, ведь большинство массовых мероприятий были отменены или перенесены в онлайн.

Коррективы также коснутся подраздела культурного нацпроекта «Творческие люди», в рамках которого планировалось создать к 2024 году базу волонтеров культуры в количестве 100 тысяч человек. Уже в 2019 году ряды добровольцев пополнили почти 43 тысячи граждан. Из нового указа президента следует, что увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских организаций, должно достигнуть 15% к 2030 году.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛОКОМОТИВ

Цель по доведению доли качественных дорог в городских агломерациях до 85% также сдвинута с 2024 года на 2030 год. Базовым уровнем выступает 2019 год, в котором доля качественных городских дорог составила 46%, к 2021 году ранее планировалось довести ее уже до 60%. Впрочем, как отмечал министр транспорта Евгений Дитрих, уже по итогам 2019 года субъекты РФ оценивали показатель в 60%.

Курирующий транспорт вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что правительство планирует на год ускорить строительные работы в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и может завершить их уже в 2023 году. Соответствующие шаги даже были включены в проект общенационального плана восстановления экономики РФ. Регионам обещали выделить 100 млрд рублей на перевыполнение целей нацпроекта, причем 44 млрд из них уже выделены. И, как говорил Хуснуллин, 69 регионов идут с опережением плановых показателей нацпроекта.

Новые цели в аппарате вице-премьера и в Минтрансе РФ не прокомментировали. Как отмечает эксперт Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при правительстве Сергей Караваев, показатель в 100% повсеместно не достижим. «Определенная часть улиц и дорог ежегодно будет находиться в ремонте или реконструкции», — пояснил он. Поэтому к 2030 г. действительно можно ожидать сохранение нормативного состояния улично-дорожной сети агломераций на уровне выше 85% (в новом указе — не менее 85%), при этом для отдельных из них данный показатель будет выше. По мнению эксперта, объемы дорожных работ могут даже вырасти, как за счет увеличения числа агломераций, так и роста их границ.

Ключевой параметр нацпроекта «Жилье и городская среда» — улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год — остается неизменным и переносится новым указом на 2030 год. Зато стала более четкой и масштабной цель по улучшению качества городской среды в полтора раза. Прежде этот показатель заменяли другие параметры — достичь «кардинального повышения» комфортности городской среды и повысить индекс городской среды на 30%.

Задачи, лежащие в основе нацпроекта «Экология», в свою очередь, усилились. Так, если раньше «майский указ» обязывал сформировать систему обращения с твердыми коммунальными отходами, то в новом указе речь идет о создании устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, «обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100%» и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза. Также вдвое к 2030 году должны быть снижены выбросы опасных загрязняющих веществ и ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного вреда окружающей среде, проведено экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.

Появились новые задачи и по линии цифрового развития страны. Цель по распространению широкополосного интернета на 97% домохозяйств сохранена и перенесена на 2030 год, но при этом появляется новая задача — увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%. Пандемия, говорили участники президентских совещаний, оказала стимулирующее воздействие на IT-отрасль. Теперь в правительстве готовят стимулирующий налоговый маневр для технологических компаний и рассчитывают на взрывной рост этого направления экономики.

К 2030 года также должна быть достигнута «цифровая зрелость» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления, говорится в указе. Кроме того, в четыре раза по сравнению с уровнем 2019 года должен увеличиться объем вложений «в отечественные решения в сфере информационных технологий».

ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

К 2030 году ставятся задачи обеспечить темпы роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового, устойчивый рост доходов населения и уровень пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции, а также реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года. Сохраняется и ориентир на экспорт, но с поправкой. Если прежде объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в 2024 году должен был составить 250 млрд долларов, то теперь задача масштабируется на десятилетие — достичь роста экспорта не менее чем на 70% по сравнению с показателем 2020 года.

Отдельно прописана цель по увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек. «Показатель в 25 млн человек в малый бизнес достаточно амбициозный, мы никак не можем преодолеть планку в 18-19 млн человек. Причем это легальный бизнес. Это не только привлечение большого числа людей в предпринимательство, но и „обеление“ людей», — считает глава организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. По его словам, во многом показатель в 25 млн человек будет достигнут за счет увеличения числа самозанятых граждан. Калинин также отметил, что для этой цели важно продолжать начатую в 2019 году программу по популяризации и акселерации предпринимательства.

Правительству указом поручено до конца октября текущего года скорректировать национальные проекты, приведя их в соответствие с указом, а также разработать единый план по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

«По нашим оценкам, экономика РФ сможет вернуться к росту в перспективе первого полугодия 2022 года. Если в 2021 году темы роста экономики даже с учетом „низкой базы“ 2020 года составят менее 2,5-4%, процесс возвращения экономики РФ на траекторию роста может растянуться до конца 2022 года. Ожидаем, что восстановление экономики РФ займет от 1,5 до 2,5-3 лет», — оценил последствия пандемии в беседе с порталом «Будущее России. Национальные проекты» экономист «БКС Премьер» Антон Покатович. По его словам, сдвиг сроков реализация нацпроектов «вправо» был неизбежен в текущих условиях. «Основной лейтмотив властей по ускорению экономического роста РФ не претерпел значимых изменений — государство будет финансировать крупные проекты, в том числе и инфраструктуру, в надежде на то, что данные вливания госинвестиций приведут как к росту деловой активности во многих отраслях, так и транслируются в поддержку потребительского спроса в перспективе», — говорит эксперт, отмечая также, что часть средств бюджета будет направляться на поддержку социальной сферы. «Полагаем, что акцент на поддержку социальной сферы и потребительского спроса должен сохраняться на более длительном временном промежутке», — добавляют в «БКС Премьер».

(ТАСС).

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: