От «Илиады» и «Одисея» до «Иллюзии обмана», или мифы в современной культуре

19.12.2018 11:37:56 (GMT+12)

От «Илиады» и «Одисея» до «Иллюзии обмана», или мифы в современной культуре
Современного человека перестала удивлять окружающая действительность. Нам известно, что Солнце и Луна – это небесные тела разной природы, что Земля вовсе не плоская, а шарообразная, что природа подчиняется законам физики… Но нам интересно, как видели мир наши предки, именно поэтому элементы мифа всё чаще проникают в культуру XXI века.

Слово «миф» - древнегреческого происхождения. Оно имеет много значений, в числе которых «сказание, предание о богах и героях». До XIX века Европе были известны лишь античные и библейские мифы. Примерно в это же время в старом свете появляются легенды и мифы арабов и американских индейцев (последние записаны католическими миссионерами). Впоследствии широкое распространение приобретают мифы индийцев, иранцев, германцев и славян, а ещё позже мифы народов Африки, Австралии и Океании. Стало очевидным, что мифотворчество существовало у всех народов мира. Мировые религии, как выяснилось при их изучении, также пронизаны мифами. Неудивительно, ведь миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания.

Самыми известными примерами мифотворчества являются «Илиада» и «Одиссея», написанные в Древней Греции, поэтом Гомером, «Рамаяна» и «Махабхарата» древнеиндийских мудреца Вальмики и поэта Вьяси. Древняя Скандинавия известна произведением Сэмунда Мудрого и Снорри Стурлусона «Эдда», состоящим из двух частей: поэтической «Старшая Эдда» и прозаической «Младшая Эдда». На территории современных Карелии и Финляндии на свет появилась книга Элиаса Лённрота «Калевала», в основу которой вошли народные песни.

В каждом из этих произведений есть сходные мотивы: изображение богов, подверженных человеческим слабостям, упоминание космогонии и эсхатологии, деяний культурного героя. Все эти мотивы характерны для большинства мифологических систем.

Давайте разберёмся какие именно мифологические архетипы используются в культуре наших дней?

В современной массовой культуре часто можно встретить мотивы конца света, или, говоря научным языком, эсхатологический миф. Такой миф рассказывает о разрушении привычного для мифотворцев мира и часто о его возрождении. Эсхатологический миф присутствует практически во всех мифологиях, кроме египетской и японской, и включает в себя следующие элементы: ослабление морали и духовности среди людей; масштабные катастрофы; битвы богов с хтоническими чудовищами, которые обычно заканчиваются гибелью богов и всего мира; выжившие люди и боги начинают строительство нового мира (не во всех мифологических системах).

Примеры таких эсхатологических мифов мы можем увидеть в Библии, в разделе об Апокалипсисе, германо-скандинавском эпосе «Рагнарок», в календаре индейцев майя, предсказавшем конец света в 2012 году, в иранской мифологии (предсказание Ахура-Мазды к Йиме), в индуизме («Ночь Брахмы»).

Этот мотив очень любят современные литераторы и кинематографисты. Достаточно вспомнить серию книг Тим ЛаХэйя и Джерри Дженкинса «Оставленные», художественные фильмы «2012» и «Знамение».

Современная массовая культура также обращается к мотиву героя и его подвигов. Герой – человек особых физических и моральных качеств, совершающий подвиги ради благополучия своего народа. Главное отличие героев от богов в том, что герои смертны. Попытка сделать героя бессмертным — устойчивый мифологический сюжет. Большей частью не сами они, а их бессмертные родители хотят сделать их таковыми, но обычно эти попытки остаются тщетными. Так, Фетида пытается закалить в огне Ахилла, а Деметра — Демофонта, но в дело вмешивается случай, который мешает довести дело до конца. Учитывая тот факт, что истории о героях существуют во всех культурах, очевидна их необходимость. Люди тянутся к подобным историям. Если раньше это были мифы и сказки, то сейчас в качестве героев могут выступать вполне реальные персонажи. Многие люди с удовольствием изучают биографии своих кумиров, смотрят документальные фильмы о том, как человек стал известным и добился успеха. Даже в современной истории уже на столь значительном этапе развития культуры мы всё равно нуждаемся в героях и ищем их либо в реальной жизни, либо в вымышленных мирах. В современной масскультуре «героями» часто также называют персон, обладающих таким набором качеств, которые позволяют добиться признания в обществе, то есть стать богатым, успешным, популярным, влиятельным. К таким людям можно отнести Стива Джобса, Билла Гейтса, Марка Цукерберга и многих звёзд, перечислять которых бессмысленно в силу их массовости. И действительно, кто не хочет сейчас добиться всего того, чего добились эти люди? Выпускаются книги об их жизни из серии «история успеха». В журналах постоянно публикуются статьи о том, как они шли к своей мечте. В социальных сетях постоянно мелькают посты с их цитатами и мыслями.

Большую популярность в современной массовой культуре получили комиксы. За период так называемого "золотого века" было создано более четырехсот супергероев - вполне себе аналог древнегреческого Олимпа. А если еще учесть, что прототипами многих персонажей комиксов взяты реально упоминаемые в мифах персоны (Тор, Локи, Арес и др.), то картинка вырисовывается достаточно интересная.

Людям нужны истории о героях, нужно цепляться за мифологические фигуры. Так они осознают себя.

Стоит рассмотреть ещё один интересный архетип - «трикстер». Это обманщик, ловкач, существо, для которого важен не результат его деяний (часто противоправных), а сам процесс. Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно (например, Локи), но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта. В общем, эти ребятки живут по принципу «где бы наша не пропадала!» В современной культуре трикстерами можно назвать Багз Банни (анимация из серии Looney Tunes), маленького бродяжку Чарли Чаплина, Дискорда (франшиза My Little Pony), команду «Четыре всадника» (дилогия «Иллюзия обмана») и Лю Цзы из серии книг «Плоский мир».

Как мы видим, опыт прошлого активно влияет на современность и позволяет взглянуть на реалии наших дней под совершенно новым углом.

Александра ТЕРЕЩЕНКО,
обучающаяся студии журналистики «Окно в мир»
Школы юных литературных дарований.

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: