Станислав Борцов: При составлении Национального рейтинга инвестиционной привлекательности следует учитывать региональные особенности

25.04.2018 11:39:12 (GMT+12)

Станислав Борцов: При составлении Национального рейтинга инвестиционной привлекательности следует учитывать региональные особенности
Камчатка, как и другие субъекты Федерации РФ, ждет обнародования итогов Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Традиционно это происходит на Петербургском экономическом форуме, проведение которого в нынешнем году запланировано на 24 – 26 мая.

Как уполномоченный при Губернаторе Камчатского края по защите прав предпринимателей могу сказать, что в регионе за последние годы немало сделано для снижения административного прессинга на бизнес, улучшения инвестиционного климата в целом. Разумеется, что от идеальных условий для предпринимательской деятельности мы далеки. У делового сообщества наберется немало претензий и к некоторым техническим процедурам, и к контролирующим органам. Не стану утверждать, что все они справедливы, но значительная часть претензий имеет под собой основания. Но в целом динамика в устранении бюрократических барьеров на пути действующего бизнеса, возникающих в ходе реализации новых инвестиционных проектов, в регионе позитивная.

Это замечают и федеральные эксперты. Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров в частности отмечал: «Камчатка по большинству показателей находится в верхней части списка, выглядит лучше, чем значительная часть регионов ДФО. Уверен, что это не само собой произошло. Это результат активной работы управленческой команды, которая создана и работает на протяжение последних лет».

Руководитель представительства Агентства стратегических инвестиций в ДФО Ольга Курилова также положительно оценила созданные на полуострове условия для деятельности бизнеса: «Камчатка смогла выстроить эффективный диалог бизнеса и власти. Меня радует, что, когда мы 5 лет назад начинали эту работу, были претензии от предпринимателей, что нас не слышат и не слушают, а сегодня большая часть вопросов от бизнеса относится к федеральной повестке. Поэтому я рассчитываю, что работа по сокращению административных барьеров, которую уже проделало правительство края, будет отражена в предстоящем Нацрейтинге».

И, наконец, следует вспомнить слова министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушка во время его пребывания в регионе: «Слаженная и целеустремленная работа властей федерального и регионального уровней, местных органов власти дает те позитивные результаты, которые мы можем с вами сейчас наблюдать. И, конечно, очень отрадно, что Камчатка, действительно, лидирует по целому ряду позиций. Это очень здорово и очень приятно».

Хочется надеяться, что по итогам прошлого года Камчатский край в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности займет место в соответствии с высказанными оценками. Но при этом, как мне кажется, необходимо высказать несколько полемических замечаний по самой методике определения мест в Нацрейтинге.        

Единые параметры тестирования, установленные, как для регионов-доноров, так и для регионов-реципиентов, как для субъектов Федерации, расположенных в благоприятных климатических условиях, так и для субъектов с экстремальными погодными режимами, изначально несут в себе системные погрешности и требуют внедрения корректирующих коэффициентов. Подобное замечание касается и регионов с полярными уровнями развития инфраструктурных комплексов, географическим положением, степенью квалификации трудовых ресурсов. Все эти параметры оказывают практически доминирующие воздействия на инвестиционную привлекательность регионов.

Как «нельзя в одну телегу впрячь коня и трепетную лань», так и бесперспективно, если не сказать большего, сравнивать Московскую и Свердловскую области с Магаданом и Чукоткой.

Мне представляется, что при рассмотрении параметров, определяющих места регионов в Национальном рейтинге, необходимо учитывать и прессинг, так называемых районных надбавок, которые естественным образом снижают рентабельность бизнеса в северных и других отдаленных регионах, и делают изначально инвестирование в эти субъекты Федерации менее привлекательным, чем в те, где такие надбавки отсутствуют.

На мой взгляд, существуют и более частные тенденции, которые тем не менее, сгруппировавшись в систему, не позволяют получить объективной картины распределения мест в Национальном рейтинге. Взять хотя бы такую «мелочь», как проведения опроса корреспондентами ВЦИОМ, без учета того, что в нашей великой стране существуют 11 часовых поясов. Можно предположить, какой ответ даст респондент на вопрос, заданный ему в два часа пополуночи. А анкетирование в таком режиме, во всяком случае, в прошлые годы не являлось уникальным явлением.

Для Камчатки уже в течение нескольких лет является абсолютно неадекватной оценка «эффективности процедур по выдаче разрешений на строительство». Этот показатель из года в год не оценивается в связи с тем, что в Камчатском крае по этой позиции опрашивается всего 4 респондента, что естественно, резко занижает место края в Нацрейтинге. Тогда как объективные показатели свидетельствуют о снижении в регионе времени получения разрешений на строительство.  Если в 2016 году оно составляло 111 дней, то в прошлом – 105. Количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, при условии одновременной подачи заявлений на технологическое присоединение проекта к инженерным сетям, снизилось до шести.

Сегодня уже очевидно, что рано или поздно возникает вопрос о необходимости экспертного анализа существующих методик, по которым рассчитываются показатели Национального рейтинга, с последующим внесением изменений в практику подведения итогов. В противном случае будут возрастать уже отмечавшиеся коллизии, когда тот или иной субъект Федерации добивается высоких показателей социально-экономического роста, увеличения собственных доходов за счет расширения налогооблагаемой базы, а в Национальном рейтинге занимает скромное место. Такая ситуация ведет к девальвации значения Национального рейтинга, к представлению о нем, как о некоем искусственном ранжировании с большими допусками на погрешности.

Станислав БОРЦОВ,
уполномоченный при Губернаторе Камчатского края
по защите прав предпринимателей

На снимке: Станислав Борцов отвечает на вопросы журналистов.

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: